УРОК: РОЛЕВАЯ ИГРА
Тема :
«Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны».
Учитель: Игнатенко А.В.
МАОУ лицей «Морской технический»
Г.Новороссийск
Цели урока :
1. образовательная
• доказать , что военные события развернувшиеся на Волге и Кавказе в конце 1942 -
начале 1943 гг., положили начало коренному перелому в ходе Великой
Отечественной войны и во второй мировой войне в целом
• раскрыть закономерность коренного перелома, который явился следствием
высокого морального уровня армии и народа, достижений в развитии военной
экономики , укрепления международных позиций СССР , увеличение численности и
качественного роста советских вооружённых сил , развития советского военного
искусства
•охарактеризовать основные этапы Сталинградской битвы и битвы за Кавказ
•выявить положительные и отрицательные стороны в планировании советского командования военными действиями
• уяснить учащимися историческое значение Сталинградской битвы и битвы за
Кавказ, их стратегическую значимость в ходе всей Великой Отечественной войны ,
их роли в коренном переломе
•
•
• раскрыть величие ратного и трудового подвига советского народа на большом
историческом материалом
2 развивающая
•закрепить у учащихся навыки работы с документами , картами, дополнительной литературой
•развитие умений анализировать и систематизировать информацию (работа со сравнительной таблицей)
выработка у учащихся библиотечно - библиографических умений
•развивать умение задавать и отвечать на вопросы разноуровневого характера
•способствовать развитию умения выделять главное, сравнивать исторические факты и явления , обобщать материал и делать выводы
•продолжить работу над выработкой умения у учащихся устанавливать, причинно -следственную связь
•отрабатывать навыки монологической речи и умений преобразующей деятельности (составления учащимися письменного плана на доске)
3. воспитательная
•побуждать учащихся высказывать свои ценностные суждения об излагаемых фактах, определять своё личное отношение к описываемым событиям
•способствовать воспитанию у учащихся чувств гордости к героической истории своей Родины
•вызвать у учащихся созвучные фактам сопереживания
•способствовать воспитанию устойчивого интереса к истории
Оборудование
• выставка книг по Сталинградской битве и битве за Кавказ
• газета - коллаж «Город - герой Сталинград»
• стенд «Малая Земля»
• документы («Задания для самостоятельной работы по истории СССР , 11 класс : № 73 , № 79»)
• атласы по Отечественной истории , XX век
• карта «Великая Отечественная война» , 1941 - 1945 гг. для 10 класса , 2 карты «Великая Отечественная война» для 4 класса
• стенд - раскладушка «Полководцы Великой Отечественной»
• эмблемы Ставки Верховного Главнокомандования и Немецкого Генерального Штаба
• визитки участников Ставки Верховного Главнокомандования и Немецкого Генерального Штаба
• ТСО ( магнитофон ) С. Рахманинов «Вокализ» , речь Я. Павлова о Сталинградской битве
• Презентация «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»
I
Литература
I. Алгазин «Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории» , М-71 2. Алексеев С. «Ради жизни на земле», М-90
3. «Венок славы»
4. «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг. краткая история» под редакцией Поспелова П.Н,
5. Жуков Г. К. «Воспоминания и размышления», кн. 2 6. Митяев А. «1418 дней» М-87
7. Пикуль В. «Площадь павших героев», кн. 1, М-9
8. «Сталинградская битва»
9. Сыров С.Н. «Страницы истории», книга для чтения , М-84 10. «1418 дней. Воспоминания участников»
II. «Великая Отечественная война» Энциклопедия , М-85
I этап - организационный период
Специфика ролевой игры предполагает проведение большой подготовительной работы.
Организационно это выглядит так .За 3-4 недели учитель объявляет классу тему урока - ролевой игры . Здесь же учитель распределяет и роли участников , при этом он учитывает уровень интеллектуальных способностей , а также и внешнее сходство учеников с предлагаемой ролью ( голос, дикция , внешние данные ), определяет их конкретную роль на уроке .
Примерное распределение ролей по уровню интеллектуального развития учащегося
сильный
|
средний
|
слабый
|
историк
|
библиограф
|
очевидец
|
журналист
|
|
современник
|
Учитель на первом заседании инструктирует учащихся о специфике их домашней работы, определяет временные рамки их выступления , организует актив класса по подготовке наглядности на урок.
В течении всего подготовительного этапа учитель проводит консультации и за неделю до урока проводится генеральная репетиция .
II этап - ролевая игра ( 1 час 20 минут = 2 урока)
Деятельность учителя________ Деятельность учащихся
Вступление учителя
В истории есть города , память о которых не стирается со временем . Это города - герои , города - крепости человеческого мужества и героизма . Слово «Сталинград» вошло во все языки мира и с тех пор напоминает нам о той великой победе на берегах реки Волги , значение которой трудно переоценить.
Но где начиналась коваться эта победа ?
Каковы причины успеха и значение Сталинградской битвы ?
На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в нашей беседе.
Итак, представляю Вам участников сегодняшнего разговора:
• Представители Ставки Верховного Главнокомандования.
• Представители Ставки Фюрера.
• Наши современники.
• Очевидцы тех событий.
• Историки.
• Библиографы.
• Журналист, который будет вести короткую запись нашего разговора.
Весной 1942 года на всём советско - германском фронте наступило затишье. Обе стороны , израсходовав свои возможности продолжать активные боевые действия, перешли к обороне.
В высших штабах немецкого и советского командования подводились итоги пройденного этапа войны , ставились задачи вскрыть замыслы врага и определить направление новых военных действий на весну - лето 1942 года .
С докладом по оперативно - стратегической обстановке на заседании Ставки Верховного Главнокомандования выступил начальник Генерального Штаба Б.М. Шапошников.
библиограф о Шапошникове : ( качества , отмеченные Немецким Генеральным Штабом ) « ... офицер старой академической школы , эрудит , подлинный мастер большой стратегии . С его мнением считался даже Сталин ...» ( биографические данные о Б.М. Шапошникове ).
(показ слайдов презентации)
Шапошников : «Учитывая , что. Советские Вооружённые Силы к этому времени по своему численному составу и технической оснащённости уступают противнику, а готовых резервов и материальных ресурсов у нас нет , Генеральный Штаб предлагает на весну и начало лета 1942 года стратегическую оборону. Предполагается на заранее подготовленных рубежах измотать и обескровить врага , а затем , накопив резервы , перейти летом к широким наступательным действиям .
Сталин: (показ слайдов презентации) Мы не должны ждать пока немцы нанесут удар первыми , надо самим нанести ряд ударов на широком фронте . Считаю , что одновременно со стратегической обороной необходимо провести на ряде направлений наступательные операции.
библиограф о Тимашенко: ... (показ слайдов презентации)
Тимашенко : Я и Военный совет Юго - Западного фронта считаем , что мы сейчас в состоянии и должны нанести немцам на юге упреждающий удар и расстроить их наступательные планы , т.е. захватить инициативу в свои руки . Если мы не нанесём упреждающего удара , то , наверняка , повторится печальный опыт начала войны.
библиограф о Жукове:... (показ слайдов презентации)
Жуков : Я считаю , что проводить такого количества наступательных операций наших войск нельзя ; они поглотят без особой пользы наши резервы и этим осложнится подготовка к последующему генеральному наступлению советских войск
библиограф о Гальдере: ... (показ слайдов презентации)
Гальдер : Считаю , что необходимо возобновить наступление летом на московском направлении , т.к. разгром советских войск на западном направлении обеспечит успех компании в целом.
Гитлер : Да , мы как и прежде ставим своей целью окончательно разгромить Красную Армию и закончить войну в 1942 году. И этого мы добьемся путём проведения последовательных операций . Главный удар мы нанесём на южном участке фронта с тем , чтобы разгромить там Советские войска и овладеть Кавказом.
библиограф о Кейтеле: ... (показ слайдов презентации)
Кейтель : Да , необходимо провести ряд наступательных операций на советско - германском фронте и , наконец-то , завершить войну с русскими . А чтобы дезинформировать советское командование в отношении наших планов на летнюю военную компанию, мы подбросим им план фиктивной операции «Кремль» о якобы готовившемся новом нашем наступлении на Москву . И русские не будут укреплять южные участки фронта , что облегчит нам прорыв на этом участке и успех компании в целом.
библиограф о Йодле : ...( показ слайдов презентации)
Йодль : Да, пока ещё союзники СССР в Европе не открыли второй фронт, нам необходимо закончить военную компанию на Востоке . И лучшее решение этой проблемы - наступление на юге , там , где нас не ждут .
Выйдя к Волге , мы повернём на Москву , зажмём её в кольцо и принудим её капитулировать.
Современник : Почему германское командование остановило свой выбор именно на южном направлении , хотя до Москвы на центральном направлении было от 150 до 250 км ?
Историк : Я думаю , что немецкое командование объективно оценило сложившуюся ситуацию . План «Барбаросса» , план молниеносной войны - рухнул, Германия оказалась перед фактом ведения длительной войны . А для этого Германской армии нужна была нефть Кавказа, хлеб Дона и Кубани . С захватом же Сталинграда , выходом к Волге , германские войска перерезали бы основную русскую коммуникационную линию, по которой в центр с юга шли нефть , хлеб , оружие , боеприпасы военных производств юга России . Захват Кавказа, Сталинграда преследовал и другие важные цели . Это дало бы повод для вступления в войну на стороне фашистов Турции и Японии , что повышало шансы Гитлера на успех в войне.
События мая - июня показали большой военный просчёт ставки Верховного Главнокомандования . Создав численный перевес в силах , 8 мая немецкие войска на юге перешли в наступление. 4 июля был с тяжёлыми боями после 250 дневной обороны оставлен Севастополь , был потерян весь Крым . Одновременно с боями на Крымском полуострове развернулись активные военные действия в районе Харькова. Здесь в немецкое окружение попали две армии . Потеря Крыма и поражение под Харьковом резко Изменили стратегическую обстановку на юге советско -германского фронта в пользу противника и создали благоприятные условия для осуществления планов немецкого командования по захвату Кавказа и Нижней Волги
К 24 июля гитлеровцы добились значительных успехов : заняли Донбасс ; вышли в большую излучину Дона , создав непосредственную угрозу Сталинграду и Северному Кавказу . Но полностью реализовать свой план немецком} командованию не удапось : основные силы Красной Армии избежали окружения и отошли на восток и юг .
Неудачи в летних сражениях отрицательно сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе. 28 июля парком обороны Сталин издал известный приказ № 227 , которым ставил цель самыми жестокими мерами пресечь проявление трусости и дезертирства . Он категорически запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования . В приказе звучало однозначное и суровое требование «Ни шагу на зад!»
Современник : Насколько было обосновано введение такого сурового приказа ? В чём конкретно выражалась его суровость ? Какую роль он сыграл ?
Историк: (показ слайдов презентации) Приказ №227 вошёл в историю советского государства военных лет в качестве одного из наиболее суровых и жестоких директивных документов . И по сей день он вызывает неоднозначное отношение исследователей , ветеранов войны и читателей.
Фактически возложить всю вину за неудачи и отступления на Красную Армию , которая , как говорилось в приказе ... ( ж. «Преподавание истории в школе», № 3 (95) с. 11)
Итак , летом 1942 года враг рвался к Сталинграду - важнейшему стратегическому центру оборонной промышленности нашей страны Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года в 2 этапа (работа по настенной таблице «Сталинградская битва» )
• этап : 17 июля -18 ноября 1942 года - оборонная фаза
этап : 19 ноября 1942 года-2 февраля 1943 года-наступательная фаза Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под ему переброшенная с Кавказского направления немецкая
танковая армия , а также части венгров, румын и итальянцев.
библиограф о Паулюсе : ... ( Пикуль «Площадь Энциклопедия павших героев» Великой Отечественной войны).
Имея численное превосходство и господство в воздухе, после ожесточённых боёв 6-я армия Паулюса 23 августа вышла к Волге севернее Сталинграда. 2 сентября начались бои за сам город . Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. 13 сентября начался штурм города. Вот как это описывает очевидец тех дней.
Очевидец ( показ слайдов презентации) В те дни наш родной Сталинград стал линией фронта . Ежедневно фашистская авиация подвергала город жесточайшей бомбардировке . На Сталинград было совершено 2 тысячи боевых вылетов . Были разрушены жилые кварталы , промышленные объекты , погибли тысячи мирных жителей . От пожаров в городе было так светло , что на расстоянии 70 км от Сталинграда можно было читать газету . Но город сражался , мы продолжали бороться и работать . Каждый день с конвейера тракторного завода сходили новые танки , завод «Баррикады» выпускал миномёты . Десятки тысяч сталинградцев вступили в народное ополчение . Женщины и подростки строили оборонительные сооружения , работали с нами на заводах . А когда враг прорвался в город , и мы , все как один , встали на защиту родного города . ( С. Андреев «Ради жизни на земле» , с. 67- ЮЗ , С.Н. Сыров «Страницы истории», с. 282-285 )
Взять с ходу город немцам не удалось . Бои шли на улицах, в цехах заводов, в жилых домах . Защищали город ослабленная 62-я армия ( командир - генерал В. И. Чуйков ) и 64-я армия ( командир - генерал Шумилов ) , части и соединения Батюка , Людникова , Родимцева и другие .
Несколько раз из рук в руки переходили вокзал , господствующая высота в городе - Мамаев Курган .
Бой за город , каждую улицу , дом продолжались беспрерывно более 2-х месяцев. Сколько известных и неизвестных здесь было совершено подвигов ! Вот только некоторые из них,
Библиограф о подвиге Титаева : Связист Титаев , обнаружив обрыв провода , пытался соединить его концы . И в этот момент он был смертельно ранен . Но прощаясь с жизнью , теряя сознание , в последнюю секунду успел подвести провода ко рту. Зажал, как в тиски , зубами .
второй библиограф о доме Павлова : Небольшая группа советских воинов во главе с сержантом Яковом Павловым укрепилась в четырёхэтажном доме в центре города . Гитлеровцы много раз атаковали дом , но безуспешно. Подступы к дому были усеяны трупами фашистов . На карте генерала Паулюса этот дом отмечен как крепость . И он стал неприступной крепостью . Его защитники оборонялись 58 дней и продержались до подхода наступающих частей Красной Армии . Сейчас этот дом - дом Павлова , стоит в Волгограде , как символ мужества русских солдат.
Битва на Волге с каждым днём становилась ожесточённей . Вот как описывают эти дни немецкие солдаты и офицеры.
•
•
Потеряв около 700 тысяч убитыми и ранеными , 1 тысячу танков и свыше 1,4 тысячи самолётов , немецкие войска были вынуждены к середине ноября перейти к обороне.
В эти тяжёлые для Советской Армии дни проходили совещания в высших штабах советского и немецкого командования . Как виделась сложившаяся ситуация для сторон ? Какие предлагались пути дальнейших военных действий ? Послушаем мнения представителей высшего командования противоборствующих сторон.
Ставка Фюрера
библиограф о Дейтилере: ...
Цейтидер : Русские в ходе боёв под Сталинградом были серьёзно ослаблены и не смогут зимой 1942 - 43 года располагать такими большими силами, которые имелись у них в прошлую зиму . («Великая Отечественная война», краткая история, гл. 8, п.1, «Сталинградская битва», гл. 6)
Гитлер : Мы вынуждены , но это временно , повторяю - временно отказаться от решительных целей. И, накопив силы , весной 1943 года снова перейти в наступление и сокрушить Советский Союз.
Ставка Верховного Главнокомандования
Жуков: Генеральный Штаб составил план будущего контрнаступления и именно здесь , на южном участке советско - германского фронта , под Сталинградом.
Сталин : В чём сущность этого плана ? И когда мы сможем осуществить наступление ?
Василевский : нанести главный удар силами двух фронтов : Юго-Западного и Сталинградского , по сходящимся направлениям , по слабым германским флангам , где защищают румынские , венгерские и итальянские части . Окружить и разгромить войска противника в этом Сталинградском «котле» (работа с картой ). Я думаю , что приготовления к контрнаступлению завершаться к началу ноября.
Сталин : Очень хорошо , нужно подумать и о том , чтобы немецкое командование не догадалось о нашей подготовке к контрнаступлению под Сталинградом . Поручаю это Вам , товарищ Василевский . Вы назначаетесь ответственным за эту операцию.
Современник : Какие были основания у советского командования для проведения контрнаступления под Сталинградом ?
Историк : 1. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск боевой техники . К ноябрю 1942 года СССР достиг уровня военного производства Германии.
2. В тылу заканчивалось формирование резервных армий , в том числе и танковых.
Такое превосходство для нанесения глубинного удара нельзя считать значительным . При данном соотношении сил лишь военное искусство советских военноначальников и войск могло обеспечить успех грандиознейшей операции . ( «Великая Отечественная война» , краткая история, с. 210, «Венок Славы», с. 621)
Итак, ещё в ходе оборонительных боёв советское командование разработало смелый план нанесения контрудара по фашистским силам под Сталинградом. Особенность этой операции заключалась в том , чтобы безостановочно перейти от обороны к наступлению . Эта операция получила кодовое название «Уран» . Советскому командованию удалось весьма искусно сосредоточить ударные группировки фронтов , что обеспечило внезапность наступления. Все передвижения производились только ночью с погашенными фарами: Днём илюди , и машины замирали затаившись по оврагам, в редких лесах , селениях . Новые войска сосредотачивались в 50-60 км от места наступления. На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Первоначальную дату наступления пришлось перенести на 10 дней (не были завершены укомплектование ударных частей ).
И вот , 19 . ноября . начался новый этап Сталинградской битвы - контрнаступление наших войск. После мощной артиллерийской подготовки , при поддержке авиации навстречу друг другу устремились с севера Юго- Западный фронт (под командованием генераЛа-лейтенанта Ватутина )и с юга Сталинградский фронт ( под командованием генерала-полковника Ерёменко ) . 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе г. Калача . В окружение попали силы врага : 6-я и 4-я танковые армии . В «котле» оказалась 330 тысячная группировка противника . Задача по уничтожению окруженных сил фашистов возлагалась на Донской фронт ( командир Рокоссовский ). Эта операция получила кодовое название «кольцо» ... ( с.235- 237 , учебник Данилова «Россия . XX век» ) Сталинградская битва завершилась.
Современник : Каковы итоги этой исторической победы под Сталинградом ?
Историк: Победа под Сталинградом не была случайной . Она являлась следствием: 1. Высокого морального духа армии и народа.
• Достижений в развитии военной экономики.
• Увеличение численности и качественного роста советских Вооружённых Сил.
• Развитие советского военного искусства ( «Венок Славы» , с.624 )
Современник : И последний вопрос, как мне кажется , самый главный , каково значение Сталинградской битвы ? И чтобы Вы ответили американскому генералу Уокеру , сказавшему , что битва на Волге - это пропагандистская выдумка коммунистов.
Историк : Американскому генералу Уокеру отвечу словами президента США Ф. Рузвельта ( задания для самостоятельной работы по истории , 11 класс , с.ЗЗ , № 81 , 83 ) . А если говорить конкретнее , то победа под Сталинградом имела колоссальное военно - политическое и международное значение: 1. Германское командование окончательно утратило стратегическую инициативу , фашистский блок перешёл к обороне и на других театрах военных действий.
III. высоко подняла международный авторитет СССР.
IV. способствовала укреплению антигитлеровской коалиции , подъёму национально - освободительной борьбы в порабощённых гитлеровцами странах.
V. усилился разлад в фашистском блоке . В те дни на имя Сталина приходило много телеграмм . В послании американского Президента Ф. Рузвельта от 5 февраля 1943 года
Сталинградская битва названа эпической борьбой , результаты которой празднуют все американцы. Премьер - министр Вели - кобритании У. Черчилль в послании от 1 февраля 1943 года назвал победу Советской Армии под Сталинградом изумитель - ной . А король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись : «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь - от короля Георга VI в знак глубокого восхищения бри - танского народа.» («Венок Славы», с.623-625 , «Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории», с. 122-124»
Алексей Сурков «Защитник Сталинграда»
В зное заводы, дома,вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голое Отчизны ему: сказал: :
«Город не сдай врагу!»
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле, . Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад - Он защищал Сталинград.
Сто пикировщиков выли над ним В небе, как огненный змей ,
Он не покинул окопа, храним Верностью русской своей.
Меж обгорелых чёрных громад Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался рыча, Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча Танки гранатой разил.
Пулю - за пулю, снаряд - за снаряд. Он защищал Сталинград.
Смерть подступала к нему в упор, Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапёр -
Он не сошёл с ума.
Что ему пламя гиены, ад ? ...
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант , генерал - Рос он в страде боевой.
Там, где в огне умирал металл ,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд Он защищал Сталинград.
Время придёт - рассеется дым . Смолкнет военный гром
Шапку снимал при встрече с ним, Скажет народ о нём :
Это железный русский солдат, Он защищал Сталинград.
Да , Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе войны . Это подтверждают и зарубежные историю». Известный британский историк Р. Сёт так оценил роль Советского Союза: «Чтобы вы не думали о коммунистах, если вы честны,вы не можете не восхищаться русскими и их военными руководителями за то мужество, стойкость и мастерство, с какими они удерживали немцев под Сталинградом в 1942 году, и Сталинградом как плацдармом, на котором в конечном итоге они повернули ход войны в свою пользу и г кроме того, в пользу западных союзников.»
II урок
Битва за Кавказ : Новороссийская операция
В военных планах Гитлера на лето 1942 года предусматривалось не только выход к Волге. Вторым стратегическим направлением фашистских замыслов был захват Кавказа.
Большую роль сыграли здесь военные действия под Новороссийском . Об этом и пойдёт речь на этом уроке.
План урока:
1-й выступающий : «Оборона Новороссийска» (работа с настенной панорамой «Оборона Новороссийска») .
Современник: В чём значение обороны Новороссийска ?
Историк: Доказывает, что оборона Новороссийска сыграла огромную роль , она помешала гитлеровцам захватить весь Кавказ и всё Черноморское побережье.
2-й выступающий : «Малая Земля» (работа с настенной панорамой «Малая Земля» ) .
Гитман «Она начинается обелисками»
Кусочек страны необъятной, родной Зовётся земля эта - Малой Землёй .
У самого города Новороссийска Она начинается обелисками.
Здесь белыми чайками кружится , кружится . Навеки застывшая музыка мужества.
В февральскую ночь 43 года Десант моряков Черноморского флота На, сходу захваченном , берегу Вцепился в железную глотку врагу.
И началась, от огня багровея ,
Долгой Малой Земли эпопея .
Дни и ночи , если их считать,
Их было 225.
Ни дня, ни ночи не отнять,
Их было 225.
На Малой Земле эти дни и ночи Война разрывала их в кровавые клочья.
И в этой свинцовой , шальной круговерти Бойцы в полный рост уходили в бессмертье.
Историк: ...
3-й выступающий : «Штурм» (работа с настенной панорамой «Штурм»).
Современник : Какие новшества в военном деле имела новороссийская операция ?
Историк : говорит о разминировании минно - сетевых заграждений и использование торпед по сухопутным целям.
Выступление краеведа Крымпоха Г. А. об исторических памятниках , расположенных в районе г. Новороссийска (демонстрация иллюстраций, фото)
• памятник «Колодец жизни»;
• памятник «Взрыв»;
• памятник «.Пиния обороны»;
• памятник «Непокорённым»;
• памятники района Малой Земли;
• памятник «Матрос с гранатой».
«Вокализ» , С. Рахманинов ( звучат слова из песни А. Пахмутовой и А. Добронравова «Поклонимся великим тем годам»)
... Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живым.
Всем тем, кого нам позабыть нельзя,
Поклонимся, поклонимся друзья !
Всем миром, всем народом, всей землёй !
Поклонимся за тот великий бой !
Заключительное слово учителя
Да, поистине Великая Победа , но велика была цена за нее . Много жизней советских воинов она унесла ради победы , ради будущего мира и наша с вами обязанность - помнить войну ибо , как говорили древние : «Когда войну забывают - начинается новая ...»
III этап - обобщение
Данную форму проведения урока я только начинаю опробовать в своей работе . Считаю , что такая специфика урока с таким разнообразием видом деятельности рассчитана на сильный класс , там , где у учащихся высокий уровень логического мышления , отработаны навыки библиотечно - библиографических умений , умения выделять главное , существенное , владение навыками самостоятельной поисковой деятельности , анализировать и сравнивать исторические явления и факты.
В выработке вышеуказанных навыков и умений у учащихся помогает использование на уроках такой работы , как написание и защита рефератов , сообщения по библиотечно - библиографическим заданиям , составления конспектов, схем , таблиц , заданий на сравнения .
Поэтому типичными трудностями у школьников при подготовке такого урока является сложности при отборе материала , выделить существенное, ярко характеризующее личность явление , неумение охватить в целом всю картину происходящего и разложить её на составные части . Особенностью подготовки к данному виду урока является её насыщенность , масса обрабатываемой литературы.
Чаще всего ролевая игра применяется на таких уроках , где существенную роль играет воспитательный аспект (где нужно особо вызвать соответствующие чувства к происходящим событиям , выразить своё личное отношение к нему ). Играя роль, учащиеся, как бы пропускают через себя , далёкую историю , определяют своё отношение к происходящему, наталкивает его на глубокие размышления.
Считаю, что такие формы урока можно применять по темам : «Великая Отечественная война» , «Культура» , «Отмена крепостного права» , при изучении других важных исторических событий.
Методика проведения ролевой игры в сочетании с любыми другими формами проведения уроков , даёт несомненные положительные результаты для учащихся и создаёт огромные возможности для учителей в плане совершенствования навыков методической работы.
|