Четверг, 25.04.2024, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ - УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок-ролевая игра
02.01.2017, 21:06

УРОК: РОЛЕВАЯ ИГРА

 

 

 

Тема :

«Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны».

 

 

 

Учитель: Игнатенко А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ лицей «Морской технический»

 

Г.Новороссийск

 

 

Цели урока :

1.   образовательная

•     доказать , что военные события развернувшиеся на Волге и Кавказе в конце 1942 -
начале 1943 гг., положили начало коренному перелому в ходе Великой
Отечественной войны и во второй мировой войне в целом

•     раскрыть закономерность коренного перелома, который явился следствием
высокого морального уровня армии и народа, достижений в развитии военной
экономики , укрепления международных позиций СССР , увеличение численности и
качественного роста советских вооружённых сил , развития советского военного
искусства

•охарактеризовать основные этапы Сталинградской битвы и битвы за Кавказ

•выявить положительные и отрицательные стороны в планировании советского командования военными действиями

•     уяснить учащимися историческое значение Сталинградской битвы и битвы за
Кавказ, их стратегическую значимость в ходе всей Великой Отечественной войны ,
их роли в коренном переломе

•     раскрыть величие ратного и трудового подвига советского народа на большом
историческом материалом

2 развивающая

•закрепить у учащихся навыки работы с документами , картами, дополнительной литературой

•развитие умений анализировать и систематизировать информацию (работа со сравнительной таблицей)

выработка у учащихся библиотечно - библиографических умений

•развивать умение задавать и отвечать на вопросы разноуровневого характера

•способствовать развитию умения выделять главное, сравнивать исторические факты и явления , обобщать материал и делать выводы

•продолжить работу над выработкой умения у учащихся устанавливать, причинно -следственную связь

•отрабатывать навыки монологической речи и умений преобразующей деятельности (составления учащимися письменного плана на доске)

3. воспитательная

•побуждать учащихся высказывать свои ценностные суждения об излагаемых фактах, определять своё личное отношение к описываемым событиям

•способствовать воспитанию у учащихся чувств гордости к героической истории своей Родины

•вызвать у учащихся созвучные фактам сопереживания

•способствовать воспитанию устойчивого интереса к истории

 

Оборудование

•       выставка книг по Сталинградской битве и битве за Кавказ

•      газета - коллаж «Город - герой Сталинград»

•      стенд «Малая Земля»

•      документы («Задания для самостоятельной работы по истории СССР , 11 класс : № 73 , № 79»)

•      атласы по Отечественной истории , XX век

•       карта «Великая Отечественная война» , 1941 - 1945 гг. для 10 класса , 2 карты «Великая Отечественная война» для 4 класса

•      стенд - раскладушка «Полководцы Великой Отечественной»

•      эмблемы Ставки Верховного Главнокомандования и Немецкого Генерального Штаба

•       визитки участников Ставки Верховного Главнокомандования и Немецкого Генерального Штаба

•       ТСО ( магнитофон ) С. Рахманинов «Вокализ» , речь Я. Павлова о Сталинградской битве

•       Презентация «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»

I

 Литература

I.    Алгазин «Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории» , М-71 2. Алексеев С. «Ради жизни на земле», М-90

3.    «Венок славы»

4.    «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг. краткая история» под редакцией Поспелова П.Н,

5.   Жуков Г. К. «Воспоминания и размышления», кн. 2 6. Митяев А. «1418 дней» М-87

7.   Пикуль В. «Площадь павших героев», кн. 1, М-9

8.    «Сталинградская битва»

9. Сыров С.Н. «Страницы истории», книга для чтения , М-84 10. «1418 дней. Воспоминания участников»

II.      «Великая Отечественная война» Энциклопедия , М-85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I этап - организационный период

Специфика ролевой игры предполагает проведение большой подготовительной работы.

Организационно это выглядит так .За 3-4 недели учитель объявляет классу тему урока - ролевой игры . Здесь же учитель распределяет и роли участников , при этом он учитывает уровень интеллектуальных способностей , а также и внешнее сходство учеников с предлагаемой ролью ( голос, дикция , внешние данные ), определяет их конкретную роль на уроке .

Примерное распределение ролей по уровню интеллектуального развития учащегося

сильный

средний

слабый

историк

библиограф

очевидец

журналист

 

современник

 

 

Учитель на первом заседании инструктирует учащихся о специфике их домашней работы, определяет временные рамки их выступления , организует актив класса по подготовке наглядности на урок.

В течении всего подготовительного этапа учитель проводит консультации и за неделю до урока проводится генеральная репетиция .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап - ролевая игра ( 1 час 20 минут = 2 урока)

Деятельность учителя________ Деятельность учащихся

Вступление учителя

В истории есть города , память о которых не стирается со временем . Это города - герои , города - крепости человеческого мужества и героизма . Слово «Сталинград» вошло во все языки мира и с тех пор напоминает нам о той великой победе на берегах реки Волги , значение которой трудно переоценить.

Но где начиналась коваться эта победа ?

Каковы причины успеха и значение Сталинградской битвы ?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в нашей беседе.

Итак, представляю Вам участников сегодняшнего разговора:

•      Представители Ставки Верховного Главнокомандования.

•       Представители Ставки Фюрера.

•       Наши современники.

•       Очевидцы тех событий.

•       Историки.

•       Библиографы.

•       Журналист, который будет вести короткую запись нашего разговора.

Весной 1942 года на всём советско - германском фронте наступило затишье. Обе стороны , израсходовав свои возможности продолжать активные боевые действия, перешли к обороне.

В высших штабах немецкого и советского командования подводились итоги пройденного этапа войны , ставились задачи вскрыть замыслы врага и определить направление новых военных действий на весну - лето 1942 года .

С докладом по оперативно - стратегической обстановке на заседании Ставки Верховного Главнокомандования выступил начальник Генерального Штаба Б.М. Шапошников.

библиограф о Шапошникове : ( качества , отмеченные Немецким Генеральным Штабом ) « ... офицер старой академической школы , эрудит , подлинный мастер большой стратегии . С его мнением считался даже Сталин ...» ( биографические данные о Б.М. Шапошникове ).

 (показ слайдов презентации)

Шапошников : «Учитывая , что. Советские Вооружённые Силы к этому времени по своему численному составу и технической оснащённости уступают противнику, а готовых резервов и материальных ресурсов у нас нет , Генеральный Штаб предлагает на весну и начало лета 1942 года стратегическую оборону. Предполагается на заранее подготовленных рубежах измотать и обескровить врага , а затем , накопив резервы , перейти летом к широким наступательным действиям .

 Сталин: (показ слайдов презентации) Мы не должны ждать пока немцы нанесут удар первыми , надо самим нанести ряд ударов на широком фронте . Считаю , что одновременно со стратегической обороной необходимо провести на ряде направлений наступательные операции.  

библиограф о Тимашенко: ... (показ слайдов презентации)

Тимашенко : Я и Военный совет Юго - Западного фронта считаем , что мы сейчас в состоянии и должны нанести немцам на юге упреждающий удар и расстроить их наступательные планы , т.е. захватить инициативу в свои руки . Если мы не нанесём упреждающего удара , то , наверняка , повторится печальный опыт начала войны.

библиограф о Жукове:... (показ слайдов презентации)

Жуков : Я считаю , что проводить такого количества наступательных операций наших войск нельзя ; они поглотят без особой пользы наши резервы и этим осложнится подготовка к последующему генеральному наступлению советских войск

библиограф о Гальдере: ... (показ слайдов презентации)

Гальдер : Считаю , что необходимо возобновить наступление летом на московском направлении , т.к. разгром советских войск на западном направлении обеспечит успех компании в целом.

Гитлер : Да , мы как и прежде ставим своей целью окончательно разгромить Красную Армию и закончить войну в 1942 году. И этого мы добьемся путём проведения последовательных операций . Главный удар мы нанесём на южном участке фронта с тем , чтобы разгромить там Советские войска и овладеть Кавказом.

библиограф о Кейтеле: ... (показ слайдов презентации)

Кейтель : Да , необходимо провести ряд наступательных операций на советско - германском фронте и , наконец-то , завершить войну с русскими . А чтобы дезинформировать советское командование в отношении наших планов на летнюю военную компанию, мы подбросим им план фиктивной операции «Кремль» о якобы готовившемся новом нашем наступлении на Москву . И русские не будут укреплять южные участки фронта , что облегчит нам прорыв на этом участке и успех компании в целом.

библиограф о Йодле : ...( показ слайдов презентации)

Йодль : Да, пока ещё союзники СССР в Европе не открыли второй фронт, нам необходимо закончить военную компанию на Востоке . И лучшее решение этой проблемы - наступление на юге , там , где нас не ждут .

Выйдя  к Волге , мы повернём на Москву , зажмём её в кольцо и принудим её капитулировать.

Современник : Почему германское командование остановило свой выбор именно на южном направлении , хотя до Москвы на центральном направлении было от 150 до 250 км ?

Историк : Я думаю , что немецкое командование объективно оценило сложившуюся ситуацию . План «Барбаросса» , план молниеносной войны - рухнул, Германия оказалась перед фактом ведения длительной войны . А для этого Германской армии нужна была нефть Кавказа, хлеб Дона и Кубани . С захватом же Сталинграда , выходом к Волге , германские войска перерезали бы основную русскую коммуникационную линию, по которой в центр с юга шли нефть , хлеб , оружие , боеприпасы военных производств юга России . Захват Кавказа, Сталинграда преследовал и другие важные цели . Это дало бы повод для вступления в войну на стороне фашистов Турции и Японии , что повышало шансы Гитлера на успех в войне.

События мая - июня показали большой военный просчёт ставки Верховного Главнокомандования . Создав численный перевес в силах , 8 мая немецкие войска на юге перешли в наступление. 4 июля был с тяжёлыми боями после 250 дневной обороны оставлен Севастополь , был потерян весь Крым . Одновременно с боями на Крымском полуострове развернулись активные военные действия в районе Харькова. Здесь в немецкое окружение попали две армии . Потеря Крыма и поражение под Харьковом резко Изменили стратегическую обстановку на юге советско -германского фронта в пользу противника и создали благоприятные условия для осуществления планов немецкого командования по захвату Кавказа и Нижней Волги

К 24 июля гитлеровцы добились значительных успехов : заняли Донбасс ; вышли в большую излучину Дона , создав непосредственную угрозу Сталинграду и Северному Кавказу . Но полностью реализовать свой план немецком} командованию не удапось : основные силы Красной Армии избежали окружения и отошли на восток и юг .

Неудачи в летних сражениях отрицательно сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе. 28 июля парком обороны Сталин издал известный приказ № 227 , которым ставил цель самыми жестокими мерами пресечь проявление трусости и дезертирства . Он категорически запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования . В приказе звучало однозначное и суровое требование «Ни шагу на зад!»

Современник : Насколько было обосновано введение такого сурового приказа ? В чём конкретно выражалась его суровость ? Какую роль он сыграл ?

Историк: (показ слайдов презентации) Приказ №227 вошёл в историю советского государства военных лет в качестве одного из  наиболее суровых и жестоких директивных документов . И по сей день он вызывает неоднозначное отношение исследователей , ветеранов войны и читателей.

Фактически возложить всю вину за неудачи и отступления на Красную Армию , которая , как говорилось в приказе ... ( ж. «Преподавание истории в школе», № 3 (95) с. 11)

Итак , летом 1942 года враг рвался к Сталинграду - важнейшему стратегическому центру оборонной промышленности нашей страны Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года в 2 этапа (работа по настенной таблице «Сталинградская битва» )

•      этап : 17 июля -18 ноября 1942 года - оборонная фаза

этап : 19 ноября 1942 года-2 февраля 1943 года-наступательная фаза Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией под ему переброшенная с Кавказского направления немецкая

танковая армия , а также части венгров, румын и итальянцев.

библиограф о Паулюсе : ... ( Пикуль «Площадь Энциклопедия павших героев» Великой Отечественной войны).

Имея численное превосходство и господство в воздухе, после ожесточённых боёв 6-я армия Паулюса 23 августа вышла к Волге севернее Сталинграда. 2 сентября начались бои за сам город . Взять с ходу Сталинград немцы не смогли. 13 сентября начался штурм города. Вот как это описывает очевидец тех дней.

Очевидец ( показ слайдов презентации) В те дни наш родной Сталинград стал линией фронта . Ежедневно фашистская авиация подвергала город жесточайшей бомбардировке . На Сталинград было совершено 2 тысячи боевых вылетов . Были разрушены жилые кварталы , промышленные объекты , погибли тысячи мирных жителей . От пожаров в городе было так светло , что на расстоянии 70 км от Сталинграда можно было читать газету . Но город сражался , мы продолжали бороться и работать . Каждый день с конвейера тракторного завода сходили новые танки , завод «Баррикады» выпускал миномёты . Десятки тысяч сталинградцев вступили в народное ополчение . Женщины и подростки строили оборонительные сооружения , работали с нами на заводах . А когда враг прорвался в город , и мы , все как один , встали на защиту родного города . ( С. Андреев «Ради жизни на земле» , с. 67- ЮЗ , С.Н. Сыров «Страницы истории», с. 282-285 )

Взять с ходу город немцам не удалось . Бои шли на улицах, в цехах заводов, в жилых домах . Защищали город ослабленная 62-я армия ( командир - генерал В. И. Чуйков ) и 64-я армия ( командир - генерал Шумилов ) , части и соединения Батюка , Людникова , Родимцева и другие .

Несколько раз из рук в руки переходили вокзал , господствующая высота в городе - Мамаев Курган .

Бой за город , каждую улицу , дом продолжались беспрерывно более 2-х месяцев. Сколько известных и неизвестных здесь было совершено подвигов ! Вот только некоторые из них,

Библиограф о подвиге Титаева : Связист Титаев , обнаружив обрыв провода , пытался соединить его концы . И в этот момент он был смертельно ранен . Но прощаясь с жизнью , теряя сознание , в последнюю секунду успел подвести провода ко рту. Зажал, как в тиски , зубами .

второй библиограф о доме Павлова : Небольшая группа советских воинов во главе с сержантом Яковом Павловым укрепилась в четырёхэтажном доме в центре города . Гитлеровцы много раз атаковали дом , но безуспешно. Подступы к дому были усеяны трупами фашистов . На карте генерала Паулюса этот дом отмечен как крепость . И он стал неприступной крепостью . Его защитники оборонялись 58 дней и продержались до подхода наступающих частей Красной Армии . Сейчас этот дом - дом Павлова , стоит в Волгограде , как символ мужества русских солдат.

Битва на Волге с каждым днём становилась ожесточённей . Вот как описывают эти дни немецкие солдаты и офицеры.

Потеряв около 700 тысяч убитыми и ранеными , 1 тысячу танков и свыше 1,4 тысячи самолётов , немецкие войска были вынуждены к середине ноября перейти к обороне.

В эти тяжёлые для Советской Армии дни проходили совещания в высших штабах советского и немецкого командования . Как виделась сложившаяся ситуация для сторон ? Какие предлагались пути дальнейших военных действий ? Послушаем мнения представителей высшего командования противоборствующих сторон.

Ставка Фюрера

библиограф о Дейтилере: ...

Цейтидер : Русские в ходе боёв под Сталинградом были серьёзно ослаблены и не смогут зимой 1942 - 43 года располагать такими большими силами, которые имелись у них в прошлую зиму . («Великая Отечественная война», краткая история, гл. 8, п.1, «Сталинградская битва», гл. 6)

Гитлер : Мы вынуждены , но это временно , повторяю - временно отказаться от решительных целей. И, накопив силы , весной 1943 года снова перейти в наступление и сокрушить Советский Союз.

Ставка Верховного Главнокомандования

Жуков: Генеральный Штаб составил план будущего контрнаступления и именно здесь , на южном участке советско - германского фронта , под Сталинградом.

Сталин : В чём сущность этого плана ? И когда мы сможем осуществить наступление ?

Василевский : нанести главный удар силами двух фронтов : Юго-Западного и Сталинградского , по сходящимся направлениям , по слабым германским флангам , где защищают румынские , венгерские и итальянские части . Окружить и разгромить войска противника в этом Сталинградском «котле» (работа с картой ). Я думаю , что приготовления к контрнаступлению завершаться к началу ноября.

Сталин : Очень хорошо , нужно подумать и о том , чтобы немецкое командование не догадалось о нашей подготовке к контрнаступлению под Сталинградом . Поручаю это Вам , товарищ Василевский . Вы назначаетесь ответственным за эту операцию.

Современник : Какие были основания у советского командования для проведения контрнаступления под Сталинградом ?

Историк : 1. Перестроенная на военный лад промышленность с каждым месяцем наращивала выпуск боевой техники . К ноябрю 1942 года СССР достиг уровня военного производства Германии.

2. В тылу заканчивалось формирование резервных армий , в том числе и танковых.

Такое превосходство для нанесения глубинного удара нельзя считать значительным . При данном соотношении сил лишь военное искусство советских военноначальников и войск могло обеспечить успех грандиознейшей операции . ( «Великая Отечественная война» , краткая история, с. 210, «Венок Славы», с. 621)

Итак, ещё в ходе оборонительных боёв советское командование разработало смелый план нанесения контрудара по фашистским силам под Сталинградом. Особенность этой операции заключалась в том , чтобы безостановочно перейти от обороны к наступлению . Эта операция получила кодовое название «Уран» . Советскому командованию удалось весьма искусно сосредоточить ударные группировки фронтов , что обеспечило внезапность наступления. Все передвижения производились только ночью с погашенными фарами: Днём илюди , и машины замирали затаившись по оврагам, в  редких лесах , селениях . Новые войска сосредотачивались в 50-60 км от места наступления. На направлениях главного удара было создано двойное, а на отдельных участках тройное превосходство над противником. Первоначальную дату наступления пришлось перенести на 10 дней (не были завершены укомплектование ударных частей ).

И вот , 19 . ноября . начался новый этап Сталинградской битвы - контрнаступление наших войск. После мощной артиллерийской подготовки , при поддержке авиации навстречу друг другу устремились с севера Юго- Западный фронт (под командованием генераЛа-лейтенанта Ватутина )и с юга Сталинградский фронт ( под командованием генерала-полковника Ерёменко ) . 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе г. Калача . В окружение попали силы врага : 6-я и 4-я танковые армии . В «котле» оказалась 330 тысячная группировка противника . Задача по уничтожению окруженных сил фашистов возлагалась на Донской фронт ( командир Рокоссовский ). Эта операция получила кодовое название «кольцо» ... ( с.235- 237 , учебник Данилова «Россия . XX век» ) Сталинградская битва завершилась.

Современник : Каковы итоги этой исторической победы под Сталинградом ?

Историк: Победа под Сталинградом не была случайной . Она являлась следствием: 1. Высокого морального духа армии и народа.

•       Достижений в развитии военной экономики.

•       Увеличение численности и качественного роста советских Вооружённых Сил.

•      Развитие советского военного искусства ( «Венок Славы» , с.624 )

Современник : И последний вопрос, как мне кажется , самый главный , каково значение Сталинградской битвы ? И чтобы Вы ответили американскому генералу Уокеру , сказавшему , что битва на Волге - это пропагандистская выдумка коммунистов.

Историк : Американскому генералу Уокеру отвечу словами президента США Ф. Рузвельта ( задания для самостоятельной работы по истории , 11 класс , с.ЗЗ , № 81 , 83 ) . А если говорить конкретнее , то победа под Сталинградом имела колоссальное военно - политическое и международное значение: 1. Германское командование окончательно утратило стратегическую инициативу , фашистский блок перешёл к обороне и на других театрах военных действий.

III.                  высоко подняла международный авторитет СССР.

IV.                  способствовала укреплению антигитлеровской коалиции , подъёму национально - освободительной борьбы в порабощённых гитлеровцами странах.

V. усилился разлад в фашистском блоке . В те дни на имя Сталина приходило много телеграмм . В послании американского Президента Ф. Рузвельта от 5 февраля 1943 года

Сталинградская битва названа эпической борьбой , результаты которой празднуют все американцы. Премьер - министр Вели - кобритании У. Черчилль в послании от 1 февраля 1943 года назвал победу Советской Армии под Сталинградом изумитель - ной . А король Великобритании прислал Сталинграду дарствен­ный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись : «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь - от короля Георга VI в знак глубокого восхищения бри - танского народа.» («Венок Славы», с.623-625 , «Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории», с. 122-124»

Алексей Сурков «Защитник Сталинграда»

 

В зное заводы, дома,вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голое Отчизны ему: сказал: :

«Город не сдай врагу!»

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле, . Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад - Он защищал Сталинград.

Сто пикировщиков выли над ним В небе, как огненный змей ,

Он не покинул окопа, храним Верностью русской своей.

Меж обгорелых чёрных громад Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался рыча, Мукой и смертью грозил.

Он, затаившись в канаве, сплеча Танки гранатой разил.

Пулю - за пулю, снаряд - за снаряд. Он защищал Сталинград.

Смерть подступала к нему в упор, Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапёр -

Он не сошёл с ума.

Что ему пламя гиены, ад ? ...

Он защищал Сталинград.

Просто солдат, лейтенант , генерал - Рос он в страде боевой.

Там, где в огне умирал металл ,

Он проходил живой.

Сто изнурительных дней подряд Он защищал Сталинград.

Время придёт - рассеется дым . Смолкнет военный гром

Шапку снимал при встрече с ним, Скажет народ о нём :

Это железный русский солдат, Он защищал Сталинград.

Да , Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе войны . Это подтверждают и зарубежные историю». Известный британский историк Р. Сёт так оценил роль Советского Союза: «Чтобы вы не думали о коммунистах, если вы честны,вы не можете не восхищаться русскими и их военными руководителями за то мужество, стойкость и мастерство, с какими они удерживали немцев под Сталинградом в 1942 году, и Сталинградом как плацдармом, на котором в конечном итоге они повернули ход войны в свою пользу и г кроме того, в пользу западных союзников.»

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                II урок

Битва за Кавказ : Новороссийская операция

В военных планах Гитлера на лето 1942 года предусматривалось не только выход к Волге. Вторым стратегическим направлением фашистских замыслов был захват Кавказа.

Большую роль сыграли здесь военные действия под Новороссийском . Об этом и пойдёт речь на этом уроке.

План урока:

1-й      выступающий : «Оборона Новороссийска» (работа с настенной панорамой «Оборона Новороссийска») .

Современник: В чём значение обороны Новороссийска ?

Историк: Доказывает, что оборона Новороссийска сыграла огромную роль , она помешала гитлеровцам захватить весь Кавказ и всё Черноморское побережье.

2-й      выступающий : «Малая Земля» (работа с настенной панорамой «Малая Земля» ) .

Гитман                «Она начинается обелисками»

 Кусочек страны необъятной, родной Зовётся земля эта - Малой Землёй .

 У самого города Новороссийска Она начинается обелисками.

Здесь белыми чайками кружится , кружится . Навеки застывшая музыка мужества.

В февральскую ночь 43 года Десант моряков Черноморского флота На, сходу захваченном , берегу Вцепился в железную глотку врагу.

И началась, от огня багровея ,

Долгой Малой Земли эпопея .

Дни и ночи , если их считать,

 Их было 225.                           

Ни дня, ни ночи не отнять,

Их было 225.

На Малой Земле эти дни и ночи Война разрывала их в кровавые клочья.

И в этой свинцовой , шальной круговерти Бойцы в полный рост уходили в бессмертье.

Историк: ...

3-й выступающий : «Штурм» (работа с настенной панорамой «Штурм»).

Современник : Какие новшества в военном деле имела новороссийская операция ?

Историк : говорит о разминировании минно - сетевых заграждений и использование торпед по сухопутным целям.

Выступление краеведа Крымпоха Г. А. об исторических памятниках , расположенных в районе г. Новороссийска (демонстрация иллюстраций, фото)

•      памятник «Колодец жизни»;

•       памятник «Взрыв»;

•       памятник «.Пиния обороны»;

•       памятник «Непокорённым»;

•       памятники района Малой Земли;

•       памятник «Матрос с гранатой».

«Вокализ» , С. Рахманинов ( звучат слова из песни А. Пахмутовой и А. Добронравова «Поклонимся великим тем годам»)

... Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны и рядовым,

Поклонимся и мёртвым и живым.

Всем тем, кого нам позабыть нельзя,

Поклонимся, поклонимся друзья !

Всем миром, всем народом, всей землёй !

Поклонимся за тот великий бой !

Заключительное слово учителя

Да, поистине Великая Победа , но велика была цена за нее . Много жизней советских воинов она унесла ради победы , ради будущего мира и наша с вами обязанность - помнить войну ибо , как говорили древние : «Когда войну забывают - начинается новая ...»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап - обобщение

Данную форму проведения урока я только начинаю опробовать в своей работе . Считаю , что такая специфика урока с таким разнообразием видом деятельности рассчитана на сильный класс , там , где у учащихся высокий уровень логического мышления , отработаны навыки библиотечно - библиографических умений , умения выделять главное , существенное , владение навыками самостоятельной поисковой деятельности , анализировать и сравнивать исторические явления и факты.

В выработке вышеуказанных навыков и умений у учащихся помогает использование на уроках такой работы , как написание и защита рефератов , сообщения по библиотечно - библиографическим заданиям , составления конспектов, схем , таблиц , заданий на сравнения .

Поэтому типичными трудностями у школьников при подготовке такого урока является сложности при отборе материала , выделить существенное, ярко характеризующее личность явление , неумение охватить в целом всю картину происходящего и разложить её на составные части . Особенностью подготовки к данному виду урока является её насыщенность , масса обрабатываемой литературы.

Чаще всего ролевая игра применяется на таких уроках , где существенную роль играет воспитательный аспект (где нужно особо вызвать соответствующие чувства к происходящим событиям , выразить своё личное отношение к нему ). Играя роль, учащиеся, как бы пропускают через себя , далёкую историю , определяют своё отношение к происходящему, наталкивает его на глубокие размышления.

Считаю, что такие формы урока можно применять по темам : «Великая Отечественная война» , «Культура» , «Отмена крепостного права» , при изучении других важных исторических событий.

Методика проведения ролевой игры в сочетании с любыми другими формами проведения уроков , даёт несомненные положительные результаты для учащихся и создаёт огромные возможности для учителей в плане совершенствования навыков методической работы.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: leksa-ign
Просмотров: 422 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz