Понедельник, 29.04.2024, 02:11
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ - УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование грамотности учащихся через проекную деятельность

А. В. Игнатенко

МАОУ лицей «Морской технический»

г. Новороссийск

Аннотация. В данной статье на теоретическом и практическом уровнях рассматриваетсяпроектная деятельность как одна из педагогических методик в процессе формирования функциональной грамотности на уроках гуманитарного цикла, а именно развитие креативного мышления и читательской грамотности в условиях новой информационной среды, которая позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся и выработать универсальные учебные действия при работе с проектом. Содержание данной статьи удачно структурировано; включает в себя понятие «проектная деятельность», «функциональная грамотность», актуальность её применения, принципы в организации исследовательской и проектной деятельности, сопровождения и результативность данной методики.

Ключевые слова: модернизация, технологии, проект, проектная деятельность, функциональная грамотность.

 

Формирование функциональной грамотности обучающихся

через проектную деятельность:

теория и практика учителя гуманитарного цикла

«Проект – это черновик будущего»
Жюль Ренар

2023 г. объявлен Президентом РФ годом педагога и наставника. Это указывает на значимость профессии учителя для общества. Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога.«В школы также должны прийти специалисты, которые станут настоящими организаторами увлекательных, интересных проектов для ребят в школе» - указывается в ежегодном послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию в 2021 г.[3]

Школа всегда чутко реагировала на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется. Он должен быть подготовлен к работе в новых условиях, которые предопределяют не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,согласно которому, учитель — это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами обучения.[4].

Введение новых ФГОС требуют смены технологии преподавания в школе.Владимир Путин в режиме видеоконференции 25 августа 2021 встретился с представителями общественности: преподавателями школ и вузов, выпускниками, учащимися и их родителями и подчеркнул: «То, какой должна быть современная школа: её инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, – всё это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни»[5].

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: не научить на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике, т.е. воспитать функционально грамотного человека. Виноградова Н.Ф.:«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; способностью строить социальные отношения…; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [1].Формирование функциональной грамотности– одна из основных задач ФГОС  общего образования, это современный измеритель комплексной оценки УУД (метапредметных, предметных и личностных результатов).

Составляющие функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное  мышление.

Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает метод проектов. Проектный подход сейчас очень актуален и востребован.  Практически все, что окружает нас в быту, в школе, на работе, – это результат чьих-то организованных усилий, приложенных к достижению той или иной цели. Дом, в котором мы живем, школа, в которой мы учимся, учебная программа, творческий конкурс, даже организация работы школьной столовой – все это результаты именно таких усилий, а значит, выдвинутые когда-то и затем реализованные проекты.

Слово «проект» латинского происхождения: projectus, значит «выступающий, выдающийся вперед». Уже в самом этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности – добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то свое, уникальное, задающее новое направление, вектор развития.

Проектная деятельность – это особая форма учебной работы, которая формирует умение работать с различными источниками информации, умение увидеть и сформулировать проблему (тему проекта), определить задачи для решения этой проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, и, самое главное, получить результат (итоговый продукт проекта), имеющий практическое значение или применение.

В современных условиях, в новой информационной среде, в которой даже найти необходимый материал очень сложно, ключевую роль в воспитании подрастающего поколения играет процесс формирования у школьников умения находить нужную информацию, анализировать и сопоставлять её, выделять главное в информационном потоке и определять значимость тех или иных знаний для себя, развивать, так называемую «читательскую грамотность» учащихся. «Современный мир насыщен самой разной информацией, информационный фон бывает очень сложный, особенно для детей, и разобраться в этом непросто, и, конечно, поддержка специалистов крайне востребована [6].

К тому же одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы — это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед педагогом стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Для этого есть разнообразие типs проектов (игровые, практико-ориентированные, творческие, исследовательские, информационные). Необходимо также продумать направления в проектной деятельности, чтобы реализовать их социальный заказ и государства.

С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Согласно закону, воспитание должно быть направлено на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».[7].

Поэтому, особое внимание требует уделить таким направлениям в проектной деятельности, как патриотизм, профориентация, здоровье, творчество, семья.

Патриотизм. Подразумевает ценностные отношения обучающегося к своей семье, родному краю, стране, а значит, может быть сформирован в процессе целенаправленной деятельности, в том числе и проектной.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных организаций, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В.В. Путин на встрече с представителями общественности отметил: «Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное партнерство» [2].

 Активно развивают это направления детские проекты по работе со школьными музеями (создания обзорных очных и виртуальных экскурсий), участия в различных патриотических конкурсах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах самого различного уровня: от городского до Всероссийского, таких как «Без срока давности», «Была война… была Победа…», «И помнит мир спасённый», «Кубань – многонациональный край», и многие другие.

Профориентация. Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность. А структура конкурсных исследовательских работ во многом совпадает со структурой курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.Помочь в решении этих вопросов поможет не только введённые с сентября 2023 года обязательные профориентационные классные часы с 6 по 11 класс, но и активное участие  обучающихся в проектно-исследовательской деятельности данного направления, таких как «Профессиональное древо моей семьи», «Профессиональные уроки будущего», «Моя профессия – моё будущее» и т. д.

Семья. Являясь ячейкой общества, семьяиграет огромную роль в передаче традиций,  идейного опыта старших поколений младшим.К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений. И в этом направлении особую роль играет изучение своей родословной, участие близких в истории своего населённого пункта, региона, страны. Это могут быть как школьные мини проекты «Генеалогическое древо семьи», так и глубокие по исследованию Всероссийские «История семьи – история Отечества».

Творчество. В период перехода российской экономики на инновационную модель развития одним из способов ее достижения является подготовка интеллектуальных, творчески активных кадров. Создавая что-то новое, уникальное, человек занимается творчеством. Любая творческая деятельность – главное средство в реализации предназначения человека, а умение творить предполагает собою одну из главных качеств человеческой личности.И для формирования этих способностей предоставляется широкий спектр конкурсных мероприятий проектного характера (видеоролики, презентации, рисунки, сценарии, поделки).

Здоровье. Соответствует физическому воспитанию учащихся к собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, формирование основ безопасности, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности. В данном направлении предоставляются ставшие уже традиционными, такие конкурсы-проекты, как «Стиль жизни – здоровье», «Я - юный экскурсовод краевед», «Родной свой край – люби и знай», а также выполнение итоговых проектов по теме ЗОЖ

Выполнение проекта обучающими предполагает его тьюторское сопровождение со стороны учителя. Это требует систематизации действий учителя в организации проектно-исследовательской деятельности. В основе этих принципов лежит:

  1. Информирование о проектах  (анонс новых конкурсов-проектов). Для этого всегда в кабинете работает информационный стенд. Здесь в наглядном виде ученики могут ознакомиться с Перечневыми олимпиадами и творческими конкурсами, а также анонсом текущих на данный момент мероприятий проектного характера разного уровня. Информирование также через социальные сети и электронные почты. Создание Творческих образовательных маршрутов для особо активных участников проектной деятельности.
  2. Постоянные консультации в ходе его выполнения, адаптация проектного материала к социальному запросу учащихся. Работа со структурой проекта, подбором материала.
  3. Контроль за динамикой работы обучающихся над проектом. Проекты, как всегда, ограничены в своём выполнением определёнными временными рамками. Требуется установление графика для каждого участника проекта
  4. Создание ситуации успеха в работе над проектом.

При использовании метода проектов перед учащимися ставится определённая цель – проблема (тема проекта). В основе этого метода лежит активный проблемно ситуационный анализ, основанный на обучении путём решения конкретных задач.

Для анализа проблемы и выработки максимально эффективного способа её решения учащимся необходимо владеть определенными метапредметными, функциональными умениями и навыками, разнообразными алгоритмами действий. Очень часто для решения задачи необходимо «подняться» над ситуацией, увидеть её с максимально большого количества сторон и описать в различных модальностях. Тогда интегративный анализ возникших вариантов решения проблемы приведет к выбору лучшего, максимально эффективного в данной ситуации.

Результаты использования метода проектов. Проектная деятельность – обучение деятельности. Она

1. расширяет кругозор учащихся (стимулирует познавательную деятельность учащихся в различных областях науки, культуры, общественных отношений и в различных сферах деятельности человека.

2. способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении (выявляет индивидуальные особенности, интересы, уровень интеллектуального развития обучающихся)

3. повышает уровень функциональной грамотности обучающихся (развивает универсальные учебные действия)

4. повышает индивидуальную и коллективную ответственность учащихся за порученное дело, за результат своего труда (укрепляет коллектив в результате групповой исследовательской работы)

8. изменяет характер взаимоотношений между учеником и учителем (взаимодействие, сотрудничество)

5. развивает навыки самостоятельной работы (добывать информацию в словарях, справочниках, материалах научно- популярных статей и т.д.)

Как подсказывает история и подтверждает современность многие передовые идеи были предложены именно молодежью. И учить этому надо со школьной скамьи.

Метод проектов, при всем их удобстве и положительных отзывах, не является универсальным методическим инструментом. Эффективность его применения впрямую зависит от правильности учительского выбора места и времени использования на уроке, от сочетания с другими приемами и методами в педагогический деятельности. В этом, собственно, и состоит искусство дидактики. Именно искусство, а не наука, поскольку 100% действующих в любой ситуации алгоритмов и правил в учительском деле вообще нет.

 

Список использованной литературы

  1. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16–17
  2. Выступление В.В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470/work (дата обращения: 24 сентября 2023 г.)
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О-13. Москва: Проспект, 2015. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24 сентября 2023 г.)
  5. https://xn--80aagmasikqfhlnp6j7d.xn--p1ai/main/lenta/priority/news/category=34 (дата обращения: 24 сентября 2023 г.)
  6. https://edu.gov.ru/press/4058/vladimir-putin-podderzhal-ideyu-obyavit-2023-god-godom-pedagogov-i-nastavnikov/ (дата обращения: 24 сентября 2023 г.)
  7. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 24 сентября 2023 г.)

Информация об авторе

Игнатенко Александра Владимировна – учитель истории, обществознания и кубановедения, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей «Морской технический» им. вице-адмирала Г. Н. Холостякова, г. Новороссийск, ул. Героев-десантников, д. 29 а, e-mail: iscander076@hotmail.com

 

Категория: Мои статьи | Добавил: leksa-ign (17.11.2023)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz