Понедельник, 29.04.2024, 06:50
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ - УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Кейс-технологии как педагогический метод тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования функциональной грамотности на уроках

 

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Школа всегда чутко реагировала на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется. Он должен быть подготовлен к работе в новых условиях, которые предопределяют не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], согласно которому, учитель - это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами обучения

Введение новых ФГОС требуют смены технологии преподавания в школе. Владимир Путин в режиме видеоконференции 25 августа 2021 встретился с представителями общественности: преподавателями школ и вузов, выпускниками, учащимися и их родителями и подчеркнул: «То, какой должна быть современная школа: её инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, – всё это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни» [4]. Позиция учителя в корне меняется: он перестаёт быть носителем «объективных знаний», превращаясь в тьютора у обучающихся, который позволит сформировать у них умения и навыки применения знаний на практике. Кто такой тьютор? Это наставник, помощник детей в процессе образования. Его главной задачей становится развитие в каждом ребенке самостоятельной, инициативной творческой личности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Л.С. Выготский подчеркивал значимость позиции взрослого по отношению к ребенку, указывая, что взрослый для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект.

В современных условиях, в новой информационной среде, в которой даже найти необходимый материал очень сложно, ключевую роль в воспитании подрастающего поколения играет не столько возможность накопления знаний, сколько процесс формирования у школьников умения находить нужную информацию, анализировать и сопоставлять её, выделять главное в информационном потоке и определять значимость тех или иных знаний для себя. «Современный мир насыщен самой разной информацией, информационный фон бывает очень сложный, особенно для детей, и разобраться в этом непросто, и, конечно, поддержка специалистов крайне востребована [5]. К тому же одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы — это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед педагогом стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает кейс-технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Внедрение кейс-технологии способствует повышению мотивации обучающихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности

При использовании этого метода перед учащимися ставится определённая проблема (кейс). В основе этого метода лежит активный проблемно ситуационный анализ, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций.

Для анализа проблемы и выработки максимально эффективного способа её решения учащимся необходимо владеть определенными метапредметными, функциональными умениями и навыками, разнообразными алгоритмами действий. Очень часто для решения задачи необходимо «подняться» над ситуацией, увидеть её с максимально большого количества сторон и описать в различных модальностях. Тогда интегративный анализ возникших вариантов решения проблемы приведет к выбору лучшего, максимально эффективного в данной ситуации.

Выполнение заданий каждого этапа проекта стимулирует познавательную деятельность учащихся в различных областях науки, культуры, общественных отношений и в различных сферах деятельности человека. Полученная при этом информация расширяет кругозор учащихся, способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, развитию навыков самостоятельной работы, выявляет их индивидуальные особенности, повышает уровень функциональной грамотности.

Структура кейса. Кейс – это единый информационный комплекс.

Обычно, кейс состоит из двух частей:

  • задания к кейсу – рабочие листы;
  • вспомогательная информация необходимая для анализа кейса, описание конкретной ситуации.

Пример приведен на рисунке 1.

 Действия педагога в кейс-технологии

  1. Создание кейса или использование уже имеющегося. Например, при рассмотрении темы «Восточные славяне в древности» по истории России в 6 классе, обширный по содержанию материал удобно разбить на 6 тем кейсов: расселение, соседи, хозяйство, торговля, общественный строй, религия. По выбранной теме урока создаются информационные листы, представляющие разнообразно представленный материал по разделам, с использованием источников, графиков, иллюстраций. К ним прилагаются задания – рабочие листы, заполнение которых производится в различных формах (кроссвордах, схемах, таблицах), что предполагает вдумчивую работу с материалом. Источниками для формирования кейс-заданий могут быть научные издания, исторические источники, статистика, средства массовой информации, официальные документы, Интернет-источники, художественная литература, учебник.
  2. Распределение учеников по малым группам (4–6  человек); Возможны варианты распределения:
    1. жеребьёвка по цвету или номеру папки (кейса) или
    2. Рисунок 1 Пример структуры материалов кейса


      каждый ученик индивидуально определяется с коллективом, занимая место за столом выбранной группы учащихся.
  3. Инструктаж по организации работы с кейсами в группах (знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания   решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков). Каждый ученик индивидуально решает конкретную ситуацию кейса. Параллельно происходит коллективное обсуждение ответов на вопросы рабочего листа в течение определенного преподавателем времени. В каждой группе выбирается или назначается спикер, который будет представлять решение.
  4. Организация презентации решений в малых группах. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов учащихся, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется письменно на бумаге (рабочий лист кейса), доске, компьютере          
  5. Защита рабочих листов кейса, организация общей дискуссии. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса, в ответах оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации, эффективность использования технических средств).                                      
  6. Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию, завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения ситуации и работы всех групп, комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
  7. Рефлексия, самооценка. Учащиеся осуществляют самооценку и взаимную оценку работы групп и каждого участника группы при выполнении кейса [1].

Результаты использования кейс-технологии

Социальные:

  • Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе;
  • Получение коммуникативных навыков;
  • Развитие презентационных умений;
  • Формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

Учебные:

  • Усвоение новой информации;
  • Освоение метода сбора данных;
  • Освоение метода анализа;
  • Умение работать с текстом;
  • Соотнесение теоретических и практических знаний;
  • Усиливается познавательный интерес к предмету.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: leksa-ign (26.07.2023)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz