Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Школа всегда чутко реагировала на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется. Он должен быть подготовлен к работе в новых условиях, которые предопределяют не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], согласно которому, учитель - это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами обучения
Введение новых ФГОС требуют смены технологии преподавания в школе. Владимир Путин в режиме видеоконференции 25 августа 2021 встретился с представителями общественности: преподавателями школ и вузов, выпускниками, учащимися и их родителями и подчеркнул: «То, какой должна быть современная школа: её инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, – всё это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общие дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни» [4]. Позиция учителя в корне меняется: он перестаёт быть носителем «объективных знаний», превращаясь в тьютора у обучающихся, который позволит сформировать у них умения и навыки применения знаний на практике. Кто такой тьютор? Это наставник, помощник детей в процессе образования. Его главной задачей становится развитие в каждом ребенке самостоятельной, инициативной творческой личности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Л.С. Выготский подчеркивал значимость позиции взрослого по отношению к ребенку, указывая, что взрослый для ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект.
В современных условиях, в новой информационной среде, в которой даже найти необходимый материал очень сложно, ключевую роль в воспитании подрастающего поколения играет не столько возможность накопления знаний, сколько процесс формирования у школьников умения находить нужную информацию, анализировать и сопоставлять её, выделять главное в информационном потоке и определять значимость тех или иных знаний для себя. «Современный мир насыщен самой разной информацией, информационный фон бывает очень сложный, особенно для детей, и разобраться в этом непросто, и, конечно, поддержка специалистов крайне востребована [5]. К тому же одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы — это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед педагогом стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает кейс-технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов. Внедрение кейс-технологии способствует повышению мотивации обучающихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности
При использовании этого метода перед учащимися ставится определённая проблема (кейс). В основе этого метода лежит активный проблемно ситуационный анализ, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций.
Для анализа проблемы и выработки максимально эффективного способа её решения учащимся необходимо владеть определенными метапредметными, функциональными умениями и навыками, разнообразными алгоритмами действий. Очень часто для решения задачи необходимо «подняться» над ситуацией, увидеть её с максимально большого количества сторон и описать в различных модальностях. Тогда интегративный анализ возникших вариантов решения проблемы приведет к выбору лучшего, максимально эффективного в данной ситуации.
Выполнение заданий каждого этапа проекта стимулирует познавательную деятельность учащихся в различных областях науки, культуры, общественных отношений и в различных сферах деятельности человека. Полученная при этом информация расширяет кругозор учащихся, способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, развитию навыков самостоятельной работы, выявляет их индивидуальные особенности, повышает уровень функциональной грамотности.
Структура кейса. Кейс – это единый информационный комплекс.
Обычно, кейс состоит из двух частей:
- задания к кейсу – рабочие листы;
- вспомогательная информация необходимая для анализа кейса, описание конкретной ситуации.
Пример приведен на рисунке 1.
Действия педагога в кейс-технологии
- Создание кейса или использование уже имеющегося. Например, при рассмотрении темы «Восточные славяне в древности» по истории России в 6 классе, обширный по содержанию материал удобно разбить на 6 тем кейсов: расселение, соседи, хозяйство, торговля, общественный строй, религия. По выбранной теме урока создаются информационные листы, представляющие разнообразно представленный материал по разделам, с использованием источников, графиков, иллюстраций. К ним прилагаются задания – рабочие листы, заполнение которых производится в различных формах (кроссвордах, схемах, таблицах), что предполагает вдумчивую работу с материалом. Источниками для формирования кейс-заданий могут быть научные издания, исторические источники, статистика, средства массовой информации, официальные документы, Интернет-источники, художественная литература, учебник.
- Распределение учеников по малым группам (4–6 человек); Возможны варианты распределения:
- жеребьёвка по цвету или номеру папки (кейса) или
-
Рисунок 1 Пример структуры материалов кейса
|
каждый ученик индивидуально определяется с коллективом, занимая место за столом выбранной группы учащихся.
- Инструктаж по организации работы с кейсами в группах (знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков). Каждый ученик индивидуально решает конкретную ситуацию кейса. Параллельно происходит коллективное обсуждение ответов на вопросы рабочего листа в течение определенного преподавателем времени. В каждой группе выбирается или назначается спикер, который будет представлять решение.
- Организация презентации решений в малых группах. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов учащихся, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется письменно на бумаге (рабочий лист кейса), доске, компьютере
- Защита рабочих листов кейса, организация общей дискуссии. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса, в ответах оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации, эффективность использования технических средств).
- Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию, завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения ситуации и работы всех групп, комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
- Рефлексия, самооценка. Учащиеся осуществляют самооценку и взаимную оценку работы групп и каждого участника группы при выполнении кейса [1].
Результаты использования кейс-технологии
Социальные:
- Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе;
- Получение коммуникативных навыков;
- Развитие презентационных умений;
- Формирование интерактивных умений, позволяющих эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
Учебные:
- Усвоение новой информации;
- Освоение метода сбора данных;
- Освоение метода анализа;
- Умение работать с текстом;
- Соотнесение теоретических и практических знаний;
- Усиливается познавательный интерес к предмету.
|