Понедельник, 29.04.2024, 04:02
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ - УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Краевой конкурс "Педагогическая династия-22"

Краевой конкурс «Педагогическая династия – 2022»

Эссе. Педагогическая династия Черенковых – Курочкиных – Игнатенко.

 

"Все профессии от людей и только три от Бога:

УЧИТЕЛЬ, судья и врач"

 Сократ

 

Жизнь человека необычна, непредсказуема. Каждый из нас сталкивается с множеством сложных выборов, один из которых – поиск себя и своего призвания.

Человек, несмотря на век, в котором он живёт, пытается выбрать себе занятие по душе. Многие умеют общаться с материальными предметами, но не всякий сможет найти подход к живому человеку, тем более, когда идёт речь о подрастающем поколении.

Для понимания и познания мира и нас самих, с давних лет существования цивилизаций была придумана профессия УЧИТЕЛЬ. Как же человек приходит к мысли, что хочет посвятить всего себя ученикам, их просвещению и воспитанию? … Выбирая профессию учителя, мы выбираем образ жизни. Чтоб этот выбор свершился, нужен сильный мотив – любовь к детям, любовь к творчеству. Ведь работа с детьми нелёгкое дело. Но я уверенна, что человеку, выбирающему эту стезю, любая трудность, любое препятствие будет не по чём. Настоящие, истинные педагоги не просто «обучают», а живут школьной жизнью; они ведут уроки «с огнём в глазах», умеют быть мягкими и строгими одновременно, учат детей любить и чувствовать, читать и понимать, действовать и не бояться трудностей.

Такими людьми, преданными своей профессии, были и мои предки. Вот уже более трёх поколений в моей семье человек выбирает путь педагога. Хотелось бы рассказать о каждом подробнее…

Первый педагог в моей семье - бабушка по матери – Черенкова (Иванова) Татьяна Ивановна (1917-1942). И хотя документов о том далёком прошлом почти не сохранилось (сгорели при бомбёжке), но из рассказов моей мамы (а ей передала эту информацию её тетя, младшая сестра Татьяны Ивановны), я узнала, что в 1936 году Черенкова (Иванова) Т. И. закончила Пролетарское педагогическое училище и успела поработать до рождения детей в родной Будённовской средней школе Пролетарского района, Ростовской области учителем начальных классов 1 год. Потом замужество, 3 детей и война, которая оборвала её жизнь. Мало, скажите вы, поработал человек в школе, но этого хватило, чтоб о ней сложилось мнение как о строгом и знающем учителе, а нам, по какой-то неведомой силе, передался её интерес к этой профессии.

Старшая из дочерей Черенковой (Ивановой) Т. И., моя мама – Курочкина (Черенкова) Зинаида Никитична, успешно закончила в 1967 году Саратовский политехнический институт по профессии инженер-технолог. Но, выйдя замуж за агронома, вынуждена была подумать о профессиональной переподготовке. И тут «сработали» бабушкины гены; она захотела стать учителем и поступила на заочное отделение физмата Ростовского государственного педагогического института. Рождение трёх детей, не позволило ей закончить обучение. До сих пор она жалеет, что так и не получила официальный диплом учителя. Но, всё равно, ей удалось из более, чем 40 лет трудового стажа, 8 лет попробовать себя педагогом. По жизни моей маме пришлось много менять мест проживания и трудоустройства; кроме технико-экономических профессий, ей пришлось поработать учителем физики, черчения, географии, воспитателем в д/с и интернате, в группе продленного дня. Мама всегда с огромной теплотой вспоминает свою небольшую, но очень яркую педагогическую жизнь – велосипедную турпоездку со своим классом на родину С.М. Будённого, тематические школьные вечера, изготовление дидактического материала для школы и детского садика, командировка в другой регион страны за выбором и покупкой спортивно – развлекательных аттракционов для детской площадки Её не беспокоило, что на работу в школу надо ходить за 5 км по бездорожью, а, возвращаясь вечером домой усталой, вновь готовиться к урокам на следующий день. Я до сих пор помню мамины пособия по черчению, её рукотворные карточки с разрезом деталей и вопросами к ним, авторски сделанные игрушки и интерьер для детского кукольного театра и многое другое. Её очень ценили коллеги и руководство, доверяли ей вести другие предметы, пытались отговорить от увольнений даже по семейным обстоятельствам. Такое ответственное и любящее отношение к своей работе чувствовали и дети. Уже после выхода на пенсию, к нам постоянно приходили бывшие мамины ученики и с восторгом вспоминали совместные школьные годы, ее приглашали на встречу выпускников. У некоторых их них она становилась крёстной их детей.

В такой атмосфере, в её собственной семье не мог из троих дочерей не появиться и учитель. Когда я в 1986 году заканчивала школу, выбор профессии для меня не стоял. Да и моя активная общественная позиция в школе – секретарь комсомольской организации школы, награждённая значком ЦК ВЛКСМ «За отличную учёбу», капитан сборной школы по игровым видам спорта показал, что я смогу работать среди детей, увлекать и вести за собой. Оставалось определиться только в специальности – география, математика или история? Выбор был непростой. Эти предметы вели у меня замечательные, талантливые учителя. Как бы сейчас их оценили - креативно мыслящие педагоги. Тогда, в уже в далёком 1986 г., сделав простой вывод: «С историей не соскучишься!», я подала документы на исторический факультет Ростовского–на-Дону педагогического института. 5 лет учёбы в РГПИ пролетели как один миг – настолько увлекательно, интересно было учиться: археологическая практика, работа в пионерских лагерях, спортивные секции, жизнь в студенческом общежитии. С 1991 г. начались мои трудовые будни. По направлению попала в далёкую глубинку Ростовской области, в 80 км. от районного центра. И здесь на моём жизненном пути встретились замечательные люди, УЧИТЕЛЯ с большой буквы, два «Заслуженных учителя РФ»: Ильченко А.И. и Ильченко Н.Ф. Трудно передать словами всю благодарность за их чуткое руководство, заботу и наставничество для меня, начинающего учителя. От них я узнала, что такое тесты, практические задания в контексте биологии и химии, активная внеурочная деятельность на примере созданной ими теплицах, умение просто и так понятно и интересно доносить сложный материал до детей, что выпускники этих педагогов без особых усилий поступали в различные медицинские учебные заведения.            В 1995г. переехала в Новороссийск и поступила на работу в МТЛ заместителем директора по воспитательной работе и учителем истории и обществознания. И тогда и сейчас считаю, что это одно из самых лучших ОУ города: здесь замечательные учителя, грамотное руководство, хорошие сложившиеся традиции. Очень горда тем, что в этом есть и моя заслуга.

Труд учителя тем и интересен, что он постоянно требует от него профессионального роста, ибо нужно во всём быть в ногу со временем: владеть ПК, быть интересным преподавателем, грамотным методистом, уважаемым человеком. Поэтому я стараюсь постоянно обновлять свои предметные знания, учиться у своих коллег, занимать активную общественную позицию.  Имея со времен института удостоверение и тренера по волейболу дополнительно в школах, где я работала, долгое время вела и спортивные секции, что позволяло укреплять связи с учениками, раскрывать их физические способности, стремилась быть примером для молодого поколения (в 1994 на Сельской спартакиаде Дона стала лучшим игроком по волейболу среди женских команд Ростовской области).

Любовь к спорту у меня от отца – Курочкина Владимира Ильича – перворазрядника по волейболу и лёгкой атлетики. В своё время он, будучи ещё студентом Донского с/х института был не только капитаном мужской сборной данного ВУЗа, но и тренером женской волейбольной команды. Наверное, это тоже своего рода, педагогический талант – умение привить интерес и научить людей своему делу.

  Я уверена, а мой педагогический опыт подтверждает, что бесталанных детей не бывает. Надо только создать условия для его проявления. Поэтому в своей работе стремлюсь к 100% охвату ребят творческими конкурсами, предметными олимпиадами, различного направлениями внеурочной деятельности. Огромную роль в выявлении талантов, способностей и интереса к своим предметам играет школьный урок. Каждый раз, вот уже какое педагогическое десятилетие, я задаю один и тот же вопрос: «Как сделать урок самым интересным и познавательным?» На помощь мне приходит разнообразный методический и содержательный багаж инструментов – это и проблемное обучение, метод портфолио, ИКТ, кейс-технология и др. К каждому ученику пытаюсь найти свою «тропинку» в образовании: осуществляю системно-деятельностный и дифференцированный подход, строю информационно-образовательные маршруты. В работе использую как индивидуальные, так и групповые занятия на уроках, учу их секретам взаимодействия и взаимопомощи. И результат не заставит себя долго ждать. Я бережно храню 317 грамот, дипломов, благодарностей творческих успехов детей в самых разнообразных предметных областях: биологии, истории, обществознания, экологии, ОБЖ, права и др. Но самая бесценная благодарность – это любовь к тебе учеников, она не проходит с годами. Со мной до сих пор поддерживают тёплые, доверительные отношения бывшие мои ученики, которым уже за 40. Это ли не оценка твоей преданности учительскому делу!

Педагогическая работа принесла мне и личное счастье. Именно на школьной волейбольной секции я повстречала своего будущего мужа - Игнатенко Александра Владимировича, выпускника МТЛ. Оказалось, у нас много общих интересов, среди которых был спорт и преподавание. Закончив в 1998 г. экстерном на «отлично» Новороссийскую государственную морскую академию, он стал совмещать и работу в море, и преподавание в данном ВУЗе.  Чтоб быть широкопрофильным преподавателем, знать своё дело «от и до» получил ещё 2 диплома «с отличием» И вот в его трудовой книжке уже 24 года стажа благодарность от Министерства транспорта РФ «За значительный вклад в организацию образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID -19), памятный знак «15 лет РОСМОРРЕЧФЛОТУ». С 2020 года Игнатенко А. В. - декан судомеханического факультета. Одновременно с работой в академии, Александр Владимирович преподаёт и на курсах повышения квалификации работников морского транспорта. Среди курсантов и работников НМГА (ныне МГУ им. Ф.Ф. Ушакова) считается как грамотный и справедливый преподаватель.

 Представителем педагогической династии являлась и его мама – Игнатенко (Кочергина) Мая Викторовна. Её школьные годы пришлись на тяжёлые послевоенное время. Даже в небольшом (порядка 5 тысяч жителей) посёлке можно было получить глубокие знания, и 7 классов Мая Викторовна окончила «с отличием». Всегда с теплотой вспоминала своих учителей: они были строгими, но справедливыми. Возможно, это в какой-то степени и повлияло на выбор её профессии. Поскольку обучение в старших классах было платным, а средств в семье не хватало, в 1952 году Мая Викторовна поступила в Краснодарское дошкольное педагогическое училище, которое в 1955 году с отличием закончила по профессии «воспитатель детского сада». Получила направление на работу в Новороссийск. С сентября 1955 г. работала воспитателем, но впоследствии ей удалось реализовать свою давнюю тягу к музыке и желание дарить людям Праздник – параллельно с работой, обучалась в музыкальной школе по классу фортепьяно, и в 1966 году была переведена на должность музыкального руководителя детского сада, в котором проработала до выхода на пенсию в 1994 году. За многолетний добросовестный труд неоднократно поощрялась Почётной грамотой, благодарностями, 26.06.1985 г. награждена медалью «Ветеран труда». Её педагогическая деятельность продолжалась и после выхода на пенсию. Мои собственные дети всегда под её руководством готовили нам с папой, для школы стихотворные праздники к Дню Учителя, Дню Мамы, 23 февраля, к Дню Победы. У её остались со старых работ толстые тетрадки сценариев детских утренников. Дома у неё стояло фортепьяно, которое на семейных праздниках, под руками музыкального мастера издавало волшебные звуки мелодий песен.

Может не зря утверждают психологи, что огромный процент вероятности выбора профессии предопределён наследственностью? Ведь как ещё можно объяснить, что моя дочь – Игнатенко Владислава Александровна, с золотой медалью после окончания школы в 2021 г. выбрала в очередной, 4 раз в нашей семье, профессию УЧИТЕЛЬ? Сейчас она студентка 2-го курса Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. С успехом, огромным интересом «грызёт» гранит науки с двумя профилями подготовки: география и английский язык. Ещё в школе Владислава активно занималась творчеством (квиллингом, танцами, ИЗО) спортом (перворазрядница, член сборной Краснодарского края по плаванию), интеллектуальной деятельностью (член сборной школы по игре «Что? Где? Когда?). Неоднократно становилась призёром и победителем различного уровня (от городского до международного) конкурсов и соревнований. С 12 лет имеет трудовую книжку как спортсмен – инструктор. Начало положено – 4 года педагогического стажа!. Наверняка, с такой активной жизненной позицией, Владиславе удастся к этому привлечь и подрастающее поколение в своей бeдующей работе. Иначе быть и не может! Сработают в очередной раз «учительские» гены.

Позади 30 лет моего трудового стажаМногочисленные грамоты мои и моих учеников, благодарности от руководства говорят мне о том, что я – счастливый человек: выбрала «свою» профессию, которая меня радует («Если заниматься любимым делом, то работать не придется ни одного дня»), дарит мне импульс к активной творческой жизни («Уча других – мы учимся сами» - Сенека). УЧИТЕЛЬ – моя РАБОТА, моё ПРИЗВАНИЕ, мой – ВТОРОЙ ДОМ. И я стараюсь в нём растить людей образованных и воспитанных.

Категория: Мои статьи | Добавил: leksa-ign (15.11.2022)
Просмотров: 46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz