Среда, 13.12.2017, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ - УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа со слабоуспевающими

Работа со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. От успеваемости – к качеству знаний.
«Работа с одарёнными учащимися» -  с таким опытом работы делились многие коллеги по работе, в том числе и наши учителя из лицея «Морской технический». Но нужно брать во внимание тот факт, что основная масса учеников любых школ – это далее не «звёзды». Все знают, как легко и интересно, а порой и познавательно для себя работать со способными учениками. Они требуют только корректировки, подачи интересных идей. А вот что делать со слабыми учениками – ведь наш предмет для сдачи ОГЭ и ЕГЭ они тоже выбирают? Да и показатель результативности сдачи экзаменов в новой форме в первую очередь должен быть положительным, «без двоек». Для МТЛ, когда основная масса учащихся (а это только сильные ученики!), вынуждены сдавать для поступления к нам в 10-й класс профильные физику и геометрию, нам, историкам-обществоведам остаётся далеко не самый сильный «материал».
 Как же организовать работу на успех поставленной задачи? 
Принципы моей работы на уроках следующие (показ слайда презентации):
- систематичность контроля знаний учащихся.
 Использовать различные формы проверки и контроля знаний и умений, охватывающие как можно большее количество учащихся. Ведь давно известно: как учитель спрашивает, так ученики учат и усваивают. 
- создание ситуации успеха. 
Помочь каждому ученику (дополнительными заданиями, наводящими вопросами т.д.) заработать положительную оценку (дифференцированный подход в обучении уч-ся).
- доступное изложение нового материала. 
Краткое, яркое, основное в объяснении нового материала, хорошо проиллюстрированное житейскими примерами в конспективном варианте с применением графическо-условных знаков (схем, таблиц ит.д.) 
- динамичность урока. Зная психологию и физиологию детей, располагать в правильной последовательности не только различные по темпам этапы уроков, но и виды учебной деятельности – не дать им уставать, скучать, максимально использовать полезное учебное время.
Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
Надо отчётливо представлять структуру и содержание ОГЭ и ЕГЭ:
А (базовый уровень) -  тесты (выбор ответа из предложенных вариантов; задания, проверяющие терминологию, персоналии, даты); 
В (более сложный) – умение определять причинно-следственные связи, самостоятельный поиск ответа: соотнеси, выбери лишнее, расположи в правильной последовательности;
С (повышенной сложности) – работа с документами, написание эссе.
Чтобы дети знали и умели работать по таким видам заданий, надо превращать каждый урок в урок – тренинг.
Структурно он может выглядеть так.( Показ слайда презентации)
 А) Урок начинается с проверки домашнего задания. Один человек по желанию или более-менее сильный ученик даёт полный устный ответ по домашнему параграфу. Это своего рода второе объяснение, после учительского на предыдущем уроке, а значит, ещё одно повторение пройденного. Идёт устное воспроизведение его отвечающим.  Все остальные это внимательно слушают. В) Потому что следующим этапом урока будет устное тестирование для 7- 8 человек. Но кто эти «счастливцы» они не знают. Это создаёт 100%  активность занятости нужным на уроке, тем самым и прекрасную дисциплину. Во время устного тестирования( в основном спрашивается уровень А и В) 2-3 человека вызваны на понятия (5-6 карточек каждому). Для этого мною создаётся (по мере прохождения тем) карточки с понятиями. У них есть 10 минут на подготовку, пока проходит устное тестирование. С) И на завершающем этапе урока (15-20 мин) идёт объяснение нового материала и его конспектирование.  Я догадываюсь, что не все готовят домашнее задание, в первую очередь не читают учебник (а это 3-4 листа академического текста), поэтому я стараюсь на уроке давать конспект - краткое, яркое, основное в объяснении нового материала, хорошо проиллюстрированное житейскими примерами с применением графическо-условных знаков (схем, таблиц ит.д.) Широко при этом нужно использовать приёмы наглядности, возможности Интернет-ресурсов (Показ слайда из презентации). (Чтобы стимулировать работу ребят в тетради, я ставлю в конце четверти – полугодия оценку за ведение тетради, поэтому каждый ученик старается заработать себе лишнюю «4» или «5»).
В результате такого плана проведения уроков-тренингов достигается не только дисциплина и активность на уроке, но решается и другая немаловажная задача как накопляемость оценок; за урок их выходит около 10! (Показ слайда презентации) Это почти половина класса, а значит, частые опросы материала учителем заставляет учеников быть постоянно готовыми к урокам. 
Предложенная такая схема проведения урока создаёт разнообразный ритм учебной активности. В его начале, после бурной перемены, спокойный, восстанавливающий деловую атмосферу – прослушивание устного ответа, подготовка к устному массовому тестированию. Второй этап – активный, напряженный, связанный с ответами на вопросы учителя. И третий – вновь спокойно – внимательный темп  при уяснении и конспектировании нового материала. В итоге, урок проходит на «одном дыхании», быстро и результативно.
Отработка уровня  «С» ведётся мною с пятого класса – это и умение составлять план, и написание мини сочинений-рассуждений (например: «Моё отношение к спартанскому воспитанию»). В старшем звене дети упражняются в написании эссе по заданным темам, документам (в конце каждого параграфа, например по обществознанию авторами учебник под ред. Л.Н, Боголюбова предлагаются рубрики  «Факты», «Мнения», «Говорят мудрые», где представлены различные точки зрения, афоризмы, призванные стать информацией к размышлению; а рубрика «Ситуация» поможет связать теоретические положения с реальной жизнью).  Основная письменная отработка заданий повышенной сложности проводится на промежуточных контрольных работах  после изучения разделов. Обязательно на следующий урок их анализ.  И в результате отработки различного уровня заданий на каждом уроке ученики на итоговых проверочных срезах справляются, как правило, положительно. 
Но какова бы ни была хорошая методика проведения уроков, часов на подготовку к ОГЭ, ЕГЭ (а это 1 час в неделю по обществознанию и 2 часа на историю!!!) явно не хватает. И здесь хорошим подспорьем является внеурочная деятельность – индивидуальные и коллективные консультации. Именно здесь отрабатываются сложные темы, повышенные уровни заданий и просто «пробелы» в знаниях. Напрашивается вывод о необходимости увеличения количества уроков в неделю по предметам гуманитарного цикла, тем более, что обществознание и история становится предметами  активно выбираемыми выпускниками после обязательных математики и русского языка.
 Необходимо также при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ поддерживать тесную связь с родителями выпускников, которые могут помочь в организации массовых консультаций, быть в курсе уровня знаний их детей по данному предмету, оперативно принимать меры воздействия.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что данная система  проведения уроков будет способствовать успешной подготовке и сдаче государственных экзаменов в новой форме. 

Категория: Мои статьи | Добавил: leksa-ign (02.01.2017)
Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
uCoz