Пятница, 19.04.2024, 09:08
Приветствую Вас Гость | RSS

ИСТОРИЯ - УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Внеурочная деятельность

2015-2016 уч.год
1. Пояснительная записка.

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Занятия интеллектуальным спортом способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

              В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в средней школе: целью школьного образования становится формирование у средних школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.

              Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности интеллектуального кружка «Что? Где? Когда?».

              Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в общеобразовательном учреждении. Она организована в форме кружка. Любая из форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.

Важную роль в образовательном процессе играет самообразование, заинтересованность проблемой, умение быстро находить и эффективно использовать информацию. Это очень важно для учащихся средних классов (5-9 кл.). С целью помочь учащимся овладеть приемами поиска и использования информации, развития их творческих интеллектуальных способностей создан кружок интеллектуальных игр.

Программа ориентирована на дополнительное образование детей 12-14 лет, в первую очередь проявляющих выраженный познавательный интерес, много читающих, желающих проявить себя в интеллектуальных состязаниях.

Цель образовательной программы – создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

Основными задачами программы является создание условий для интеллектуального роста детей на занятиях, расширение их кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в школе, налаживание межпредметных связей, усиление мотивации познавательной деятельности, актуализации приобретаемых знаний, воспитание стремления к самообразованию, повышению общекультурного уровня; пробуждение у учащихся интереса к интеллектуальным видам деятельности и общения, создание условий развития воображения, логики и творческих способностей, формирование личности с независимым мышлением, опирающимся на примат гуманистически ориентированного интеллекта и здравого смысла, формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях недостатка информации и времени.

2.Основная характеристика внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

Рабочая программа направлена на:

- создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса  развития учащихся;

- решение учебно-воспитательных задач, характерных для образовательной системы; 

- поиск своего места в микросоциуме;

- повышение интереса детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
         Новизна программы состоит в том, что через дополнительное образование учащихся расширить их кругозор, повысить интеллектуальный уровень. Программа позволяет существенно расширить круг знаний учащихся во многих сферах жизни. Занятия дополняют жизненный опыт учащихся, приобщают их к совместной деятельности в микросоциуме, позволяют определить и оценить уровень собственных знаний. 
         Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время молодые люди не стремятся активно проявлять себя в микросоциуме, заявлять свою позицию по каким- либо актуальным вопросам, не могут аргументировать свои ответы, позицию. Интеллектуальное развитие молодежи на данный момент востребовано в обществе, а начинать его нужно как можно раньше, этим объясняется привлечение в деятельность кружка «Что?Где?Когда?» учащихся с 5 класса.
Программа дополнительного образования детей «Что?Где?Когда?» направлена на:
– создание условий для всестороннего развития ребенка; 
– развитие мотивации к познанию и творчеству; 
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
        Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что учащиеся получают дополнительные познания, за рамками учебных программ, что, несомненно, должно способствовать развитию всесторонне развитой, грамотной личности.
Рабочая программа «Что?Где?Когда?» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– индивидуальном подходе к каждому учащему, в доступности, результативности; 
–в активных методах обучения, дифференцированных занятиях, интеллектуальных тренингах, играх; 
–анализе результатов школьных и городских игр, тестировании психолога; 
– в средствах обучения (тесты, вопросы интеллектуальных игр разного уровня, интерактивное тестирование).
         Отличительной особенностью данной Рабочей программы является то, что она составлена с учетом возрастных особенностей, уровня развития конкретного контингента учащихся школы. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена необходимостью самостоятельного интеллектуального развития посредством изучения внеучебной литературы, знакомством с сокровищами мировой культуры, достижениями человечества в различных сферах жизни, умением извлекать разумное, рациональное из информационного поля Интернета. Практические занятия по программе связаны с использованием литературных первоисточников (энциклопедий различной тематики, средств массовой информации) их чтением и анализом. 
         В структуру программы входят несколько образовательных блоков: теория, практика, тестирование. 
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих, интеллектуальных способностей, умения применить свои знания в кон
           В ходе занятий учащиеся знакомятся с разнообразными интеллектуальными играми, изучают способы и приемы эффективного мышления, на которых основан интеллект. Формы занятий предполагаются следующие: теоретические, раскрывающие суть процесса интеллектуальной игры, правила и формы различных игр, практические и игровые занятия, предполагающие участие школьников в интеллектульных турнирах, проводимых как на международном уровне («Золотая осень», «Сказочный сундучок»), так и на городском («Кубок Чёрного моря», «Школьная городская лига»)
          На занятиях учащиеся приобретают и определенную сумму теоретических знаний. Полученные знания могут быть легко использованы воспитанниками в процессе образования и разнообразных жизненных ситуациях.

          Участие в интеллектуальных играх вовлекает учащихся в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить такой психологической цепочкой: интересно играть и общаться - интересно воспринимать новое через игру - интересно узнавать новое самостоятельно - необходимо поделиться узнанным - необходимо применить полученные знания и умения.

Таким образом, школьник проходит путь от простого увлечения популярной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому. Воспитание творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов эвристики и научной организации труда облегчает учащимся процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.

Кроме того, учащиеся находят свой круг общения, в котором основными являются общечеловеческие ценности, а система приоритетов ориентирована на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).

Специфика работы требует особой формы занятий, как можно более отличающихся от традиционного учебного (урочно-лекционного) процесса. Минимум назидательности, никакого принудительного навязывания знаний и умений. Теоретическая информация должна вводиться в игровой процесс, иллюстрироваться соответственно игровыми примерами из богатейшей практики интеллектуальных игр и закрепляться на тренировочных занятиях, построенных соответствующим образом. Разумеется, это не исключает полностью традиционных методов подачи и усвоения знаний (особенно это касается работы по повышению общекультурного уровня - лекционной и экскурсионной).

Стандартное занятие состоит из трех этапов. Первый - круговая тренировка с применением разминочных игр. Второй - разбор и игровое подтверждение теоретических положений, запланированных на данное занятие. Третий - тренировка в режиме реального времени по правилам одной из интеллектуальных игр.

Следует отметить, что традиционно (от телевизионных вариантов интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?" и "Брэйн ринг") основной игровой и организационной единицей является микрогруппа (команда), состоящая из 6 человек, что определяет численность учащихся в группах для занятий кратным шести: 12, 18 и т.д.

Учебно-тренировочный процесс строится на совмещении форм занятий с разным по численности контингентом. Для теоретических занятий и общих тренировок нужны большие группы - три и более команд; для практических занятий, где руководителю необходимо отслеживать психологические реакции, ролевое участие и игровой вклад членов команды, работа идет с одной микрогруппой; на индивидуальном уровне (от одного до трех человек) требуется работа по подготовке капитанов команд, психологическому и игровому тренингу игроков основных специализаций, а также вопросников и стажеров-организаторов игр.

Практика показала, что необходима и такая форма работы, как клубный день, или совместная игра всех команд и игроков, как занимающихся в кружке, так и приглашенных. Как разновидность клубного дня весьма полезны игры и встречи и команд кружка с командами разного уровня подготовки, в том числе и взрослыми. В клубные дни организуются и проводятся регулярные игры чемпионата города в разных возрастных группах, а также отыгрыш "зеркал" российских и зарубежных турниров и синхронные турниры, например Молодежный Кубок Мира.

Программа построена с учетом основных общедидактических принципов, но наибольшее внимание уделяется таким принципам как:

- принцип научности: содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражает современное состояние знания. Этот принцип воплощается в обучении элементам научного поиска, методам науки, приемам работы с источниками информации. Принцип научности нацеливает на использование в организации учебной деятельности учащихся проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

- принцип развития: стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач;

- принцип гуманитаризации: усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияние всех предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла;       

- принцип целостности образа мира: осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет;

- принцип межпредметных связей: на занятиях используются сведения, поставляемые совокупностью всех предметных дисциплин как гуманитарными, так и естественными, и точными науками, а также сведения о культурных традициях стран мира, законах, разнообразные занимательные факты из всех сфер жизни;

- принцип деятельности: это значит, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а сами выясняют необходимые факты, определения и свойства объектов из учебной литературы и других источников;

- принцип сознательности и активности учащихся выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют своего работу, учатся себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и учатся искать их решения. Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и умений детей, но и их социальному росту, воспитанию;

- принцип учета индивидуальных особенностей детей позволяет учитывать личностные качества ребенка, его коммуникативные навыки и подбирать задания в соответствии с его профилем, но кроме того и стимулировать развитие «слабых» сторон его личности (например лидерских качеств, умение отстаивать свое мнение и умение слушать других);

- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы: на занятиях гибко сочетаются как индивидуальные игры, так и групповые, и командные.

3. Место интеллектуального клуба в Учебном плане

Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Что? Где? Когда?» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 7-х классов классов и рассчитана 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю). Программа  реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МАОУ лицей «Морской технический» г. Новороссийска.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной образовательной программы

 

Личностные результаты

 

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Формирование устойчивых ценностей, связанных с саморазвитием личности
  • Оценка;
  • Коррекция
  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа  решения;
  • доказательство;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений
  • учится преодолевать трудности в раскрепощении мышления
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • установление причинно-следственных связей;

5. Содержание курса.

  1. Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.
  2. Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.
  3. Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
  4. Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «21». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
  5. Как работать с книгой. Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
  6. Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».
  7. Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Откажись или удвой»; 2) «Реалии»; 3) «Веришь — не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5) «Травести»; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т.д.
  8. Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
  9. Распределение командных ролей. Функции капитана, генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.
  10. Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
  11. Отработка игры в шестерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.
  12. Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры в «ЧГК». Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу.
  13. Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
  14. Игровые занятия.

      Примерный план игрового занятия:

         1. интеллектуальная разминка (игра в «21») — 15-20 минут (или «Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии»);

         2. игра в «ЧГК» — 40-45 минут; или

         3. игра в «Брейн-ринг» — 30 минут.

Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к конкретному турниру). Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов ЧГК движения, готовятся участниками интеллектуально кружка.

6. Тематическое планирование программы

Таблица тематического распределения количества часов

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия (учебная игра)

Игровые занятия

1.

Вводное занятие

1

1

 

-

2.

Вопрос — основа игры. Требования к вопросам.

2

1

1

-

3.

Алгоритм поиска ответов. Основные приемы.

2

1

1

-

4.

Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки.

2

1

1

-

5.

Как работать с книгой.

2

1

1

-

6.

Игра «Эрудит-Лото»

2

1

1

-

7.

Нетрадиционные формы интеллектуальных игр.

2

1

1

-

8.

Принципы игры в команде.

2

1

1

-

9.

Распределение командных ролей.

2

1

1

-

10.

Отработка игры в тройках.

2

1

1

-

11.

Отработка игры в шестерках.

2

1

1

-

12.

Как организовать игры «ЧГК».

2

1

1

-

13.

Основные особенности «Брэйн-ринга».

2

1

1

-

14.

Итоговые игровые занятия – этап Школьной лиги

9

 

-

9

 

Всего:

34

13

12

9

 

7. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:

  • развивающие игры;
  • архивы вопросов и игр;
  • информационные базы данных,
  • электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.
  • раздаточный материал

Из технических средств применяются:

  • электронная брейн-система;
  • ноутбук с необходимым программным обеспечением;
  • медиа-проектор.

 

Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов ЧГК движения, например: http://db.chgk.info/

Источники.

  1. Тамара  Климович «Авторская программа работы клуба интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?"» Гомельский государственный областной дворец творчества детей и молодежи.
  2. Леонид  Климович «Авторская программа работы клуба интеллектуальных игр "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"» Клуб интеллектуальных игр «БЕЛАЯ РЫСЬ» г.Гомель, 2006г.

http://www.gorod.gomel.by/page.aspx?module=text&page_id=368&section_id=188

  1. Борис Левин «Программа занятий в клубе интеллектуальных игр», «Орк-клуб» г. Уфа.

http://orkclub.ru/biblioteka/bibigame/bibigame4gkdvig/

  1. Афанасьев А.С., Левадная Е.Б., Мальчикова Л.Г., Юшкова А.Г. «Комплексная многоуровневая образовательная программа «Магия мысли» на 7 лет обучения для детей и подростков 7-17 лет» «Школа: день за днем. Педагогический альманах», г. Новосибирск

http://www.den-za-dnem.ru/page.php

  1. Владимир Белкин, Яков Зайдельман,  Константин Кноп «Интеллектуальные игры», приложение «Информатика» №25-26, 2002г., еженедельник «1 сентября».
  2. «Клуб интеллектуальных игр "Уникум"», МОУ "Кыласовская средняя общеобразовательная школа"

http://59314.ocpi.ru/kylasovo/p57aa1.html

8. Планируемые результаты обучения в кружке

В связи с использованием на занятиях кружка не традиционных форм организации учебного процесса, в первую очередь игровых форм, то и в формах организации диагностики и контроля это находит свое отражение. Таким образом, основным методом диагностики успешности усвоения программы обучения будет являться эффективное включение ребенка в полный цикл интеллектуальной игры – на первичном уровне от знания правил игры и умения более-менее успешно справляться с заданиями, до способности самостоятельно создавать новые формы интеллектуальных игр, вопросы и задания к ним.

Итоговой формой учета успешности освоения курса станет:

  1. участие учащихся в соревнованиях по интеллектуальным играм. Программой предусмотрено проведение международных синхронных турниров по игре «Что? Где? Когда?» (например, «Сказочный сундучок», «Золотая осень»), участие учащихся в городских турнирах среди школьников по «Что? Где? Когда?» в течение учебного года (например, «Кубок Чёрного моря»);
  2. самостоятельная подготовка заданий и проведение одного из туров по «Своей игре» на занятиях кружка;
  3. создание к концу учебного курса собственного пакета вопросов для игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг».

 

Ожидаемая результативность: повышение интеллектуальных способностей детей и их эрудиции, улучшение воображения, фантазии и логики; расширение  кругозора воспитанников, дополнение и углубление знаний, полученных ими в школе; гармоническое развитие положительных личностных качеств и творческих способностей; достижение высоких результатов в соревнованиях по интеллектуальным играм.

Таким образом, основным методом диагностики успешности усвоения программы обучения будет являться высокая результативность учащихся на соревнованиях по интеллектуальным играм. А сами такие соревнования – формой контроля. Программой предусмотрено проведение синхронного турнира по игре «Что? Где? Когда?» (9 туров в течение учебного года), участие учащихся в городском турнире среди школьников по «Брейн-рингу» и «Своей игре», с выходом победителей на Кубок Губернатора Краснодарского края по игре «Что? Где? Когда?».

-   представление об интеллектуальных играх, их классификация, формы, отличие от игр на эрудицию;

  • знание правил различных интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»), игр на общую эрудицию («Своя игра», «Эрудит-лото», «Травести» и др.), тренировочные игры («Надуваловка», «Реалии», «Верю - не верю», перевертыши, шароиды, кубаречики и т.п.), Кодекс МАК, регламенты проведения спортивных соревнований по интеллектуальным играм, учет результатов, границы объективности, понятие аппеляции, АЖ;
  • представление о структуре ЧГК-вопроса, типах, требованиях к форме, формулировке, составлению;
  • понятие об алгоритме поиска ответа, логической цепочки, «пуанты» в вопросах, «лишняя информация», другие приемы зашифровки информации;
  • принципы и правила игры в команде, структура, роли в команде, способы повысить эффективность;
  • принципы работы с книгой или другими источниками информации, научный подход;
  • умение строить логическую цепочку, находить ключевую информацию, отделять второстепенное от главного, анализировать вопрос, работать с гипотезой, делать выводы, обобщать;
  • навыки работы в команде на разных ролях, навыки анализа заданного вопроса, навыки самостоятельного поиска информации, «фактоидов» и составления вопроса.

9. Параметры и критерии оценки сформированности личностных качеств и уровня знаний и умений учащихся по итогам реализации образовательной программы

Параметры

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Умение работать с вопросом

Строит ответ, пользуясь простой эрудицией «знаю - не знаю»

Проводит анализ вопроса, отделяет главное от второстепенного; строит предположения

Проводит четкий анализ структуры вопроса; выделяет ключевую информацию; умеет использовать имеющуюся информацию и делать на ее основании предположения; способен выдвигать обоснованные гипотезы и анализировать их.

Навыки составления вопроса

Обращает внимание на интересные факты; умеет строить простые вопросы на их основании

Умеет целенаправленно искать информацию – «фактоиды» для вопросов; делает попытки сформулировать ЧГК вопрос из набора фактов

Самостоятельно проводит поиск необходимой информации; умеет формулировать вопрос, выстраивая сложную логическую цепочку; имеет навык составления ЧГК вопросов, удовлетворяющих основным требованиям к ним

Навыки командной работы

С трудом устанавливает контакты  в команде, тяжело вовлекается в совместное обсуждение, молчалив, обидчив

Имеет представление о командных ролях, имеет собственную предпочитаемую роль в команде, эффективно с ней справляется

Умеет играть все основные командные роли, знает их назначение, способен слушать, способен воспринять чужие идеи, выдвигать собственные, критично к ним относиться, отстаивать собственную точку зрения, принимать решения

Уровень

предметных умений и

навыков

Действия по заданному образцу, под руководством педагога.

Действия по заданному образцу, под руководством педагога с частичным поиском самостоятельных решений поставленных задач.

Самостоятельная исследовательская, изобретательская  деятельность учащихся, поиск собственных решений поставленных задач.

Уровень

предметных

знаний

Знает и понимает термины, понятия, факты. Применяет имеющиеся знания только в знакомой, стандартной ситуации, воспроизводит знания.

Знает и понимает термины, понятия, факты. Может применять имеющиеся знания в новых, незнакомых ситуациях при объяснении тех или иных явлений. Владеет аналитическими умениями: умеет сравнивать и сопоставлять отдельные факты, проводить различия между ними, оценивать эти различия и делать выводы.

Знает и понимает, употребляет термины, понятия, факты. Владеет аналитическими умениями: умеет сравнивать и сопоставлять отдельные факты, проводить различия между ними, оценивать эти различия и делать выводы. Самостоятельно добывает необходимые знания из разных областей. Предлагает несколько вариантов решения какой-либо проблемы, самостоятельно их оценивает.

Эмпатия

Эгоистичен. Слабо развита способность к сопереживанию,  не может поставить себя на позицию другого, не способен оказать ему помощь и поддержку.

Способен эмоционально воспринять другого человека, понимать его мысли и чувства. При подсказке педагога не отказывается   помочь другому человеку в трудной ситуации.

Способен эмоционально воспринять другого человека, понимать его мысли и чувства, переживать то, что переживает он. Не дожидаясь подсказки, самостоятельно идет на помощь другому человеку в трудной ситуации.

Коммуникативные навыки

 

Пассивен, с трудом устанавливает контакты с детьми даже при поддержке педагога. Тяжело вовлекается в совместную деятельность, молчалив, обидчив.

Способен контактировать со всеми детьми в группе, но предпочитает определенный круг общения. Принимает участие в совместной деятельности при поддержке педагога. Понятно излагает свои мысли. Иногда возможны конфликты на почве разногласий, не имеющие глубокого и длительного характера.

Легко устанавливает контакты со сверстниками, всегда понимает и воспринимает позицию другого, поэтому самостоятельно разрешает любые конфликтные ситуации. Активно участвует в совместной деятельности и часто берет на себя функции лидера. Способен не только ясно и понятно излагать свои мысли и идеи, но и увлечь ими других.

Познавательная потребность

Не способен длительное время заниматься каким-либо видом деятельности, часто отвлекается. Практически не задает вопросов по предмету, не проявляет желания отвечать на заданные вопросы. Пассивен на занятии.

Может не отвлекаясь, сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Заданный вопрос или проблемную ситуацию разрешает чаще всего с помощью педагога,  иногда задает вопросы по предмету, дополнительную  литературу читает также по заданию педагога.

Может длительное время, не отвлекаясь, заниматься каким-либо видом деятельности (30 мин. – старшие дошкольники, 1 час – младшие школьники и т.д.). На заданный вопрос или проблемную ситуацию стремится самостоятельно найти ответ, много читает дополнительной литературы, часто задает вопросы по предмету, проявляет  положительные эмоции на занятии, связанном с познавательной деятельностью (восторг, удивление, любопытство, любознательность)

Культура труда

Не может организовать свое рабочее место, спланировать работу, не доводит начатое до конца. Неусидчив, постоянно отвлекается, быстро утомляется от одного вида деятельности. Не исполнителен.  Неаккуратен.

Усидчив, старателен, аккуратен, умеет сосредоточиться на работе, не отвлекаясь. При помощи педагога организует свое рабочее место, планирует работу. Стремится довести работу до конца.

Усидчив, старателен, умеет полностью сосредоточиться на работе, не отвлекаясь. Самостоятельно может организовать свое рабочее место, спланировать работу, рассчитать силы и время, необходимые для выполнения какого-либо задания. Всегда доводит работу до конца. 

Коллективизм

Ребенок равнодушен к делам коллектива, не принимает на себя никаких обязательств по отношению к коллективу, не старается оказать помощь и поддержку другим детям.

Ребенок проявляет интерес к коллективным делам, но редко отказывается   от личных планов ради коллективных дел. Ответственно относится к поручениям, особенно если знает, что от этого зависит результат всей группы, старается оказать помощь и поддержку другим детям.

Ребенок проявляет личную заинтересованность в общем деле коллектива, способен отказаться от личных планов ради коллективного дела. Ответственно относится к поручениям, понимает, что от этого зависит результат всей группы, всегда оказывает помощь и поддержку другим детям.

Творческая

активность

Действует уверенно только в повторяющихся или стандартных ситуациях. Поведение стереотипно. Избегает сложных заданий и участия в новых проектах. Безынициативен.

Способен действовать не только в стандартных, но и в незнакомых ситуациях,  зачастую с помощью педагога. Может достаточно активно  участвовать в разработке проектов, инициируемых кемлибо. Проявляет при этом мобильность и гибкость мышления.

Способен подниматься над уровнем требований заданной ситуации, ставя перед собой более сложные задачи. Проявляет   интерес к заданиям, отличающимся новизной и непредсказуемостью. Является инициатором неожиданных проектов. Предлагает смелые и интересные идеи.

Творческое

воображение 

Не способен самостоятельно создавать новые образы, идеи, не имеющие аналогов.

Способен с помощью педагога создавать новые образы, идеи,   реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Способен самостоятельно создавать новые образы, идеи, не имеющие аналогов, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Эстетическое восприятие,

эстетический вкус

Ребенок эмоционально пассивен по  отношению к произведениям искусства, не восприимчив к проявлению прекрасного, не стремится к достижению гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах.

Ребенок эмоционально активен по  отношению к произведениям искусства, восприимчив к проявлению прекрасного, стремится к достижению гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах, при этом требуется помощь педагога.

Ребенок эмоционально активен по  отношению к произведениям искусства, восприимчив к проявлению прекрасного, самостоятельно достигает гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах.

Мотивация

учения

Ребенок приходит на занятия без желания учиться. Не любит  сложных заданий, связанных с преодолением трудностей. Не стремится думать и рассуждать на занятиях,  узнавать новую информацию.

Ребенок с желанием приходит на занятия, может выполнять сложные задания, но преодолевая трудности, просит помощи у педагога.  Думает и рассуждает на занятиях, если для этого создаются необходимые внешние условия. С удовольствием узнает новую информацию,  но получение информации не связывается у него с профессиональным самоопределением. Проявляет эпизодический интерес к занятиям, который зависит от содержания или формы занятия.

Ребенок с желанием приходит на занятия, любит выполнять сложные задания, самостоятельно преодолевать трудности, любит думать и рассуждать на занятиях, стремится узнавать новую информацию, понимает важность занятий для своего интеллектуального и личностного развития, связывает их со своим будущим профессиональным самоопределением, у ребенка устойчивый интерес к занятиям, который не зависит от внешних условий на занятии, мнения педагога или родителей.

Толерантность

Ребенок поддается  неблагоприятным воздействиям среды, болезненно реагирует на критику, требует от людей быть такими, какими он хотел бы их видеть. Не считается с индивидуальными различиями детей, подвергает критике их  недостатки, конфликтен.

Ребенок требует помощи  и коррекции со стороны педагога при  неблагоприятных воздействиях среды. Способен правильно и безболезненно реагировать на критику, спокойно относится к недостаткам окружающих, возникающие конфликты не имеют длительного характера.

Ребенок устойчив к неблагоприятным воздействиям среды, адекватно реагирует на критику, принимает людей такими, какие они есть, знает их достоинства, спокойно относится к недостаткам.  Самостоятельно и безболезненно разрешает возникающие конфликты.

Эмоциональная выразительность

Мимика и пантомимика слабо выражена. Ребенок вял, пассивен.

Способен в мимике и пантомимике передать эмоциональный образ и эмоциональное состояние основных эмоций. Его образы просты и понятны окружающим.

Способен в мимике и пантомимике передать эмоциональный образ и эмоциональное состояние в тонких нюансах, обладает живой выразительной мимикой, пластичен.

Самооценка

У ребенка сформирована завышенная или заниженная самооценка, «Я-плохой» или «Я-лучше всех», которая препятствует продуктивной учебной деятельности и развитию личности в целом.

У ребенка не сложился устойчивый образ себя как «Я-хороший», представление о себе может меняться в зависимости от ситуации, зависим от внешней оценки.

У ребенка сформирован адекватный “Я-образ”,  не зависим от внешней оценки.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: leksa-ign (02.01.2017)
Просмотров: 297 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz