2015-2016 уч.год
1. Пояснительная записка.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Занятия интеллектуальным спортом способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в средней школе: целью школьного образования становится формирование у средних школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности интеллектуального кружка «Что? Где? Когда?».
Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в общеобразовательном учреждении. Она организована в форме кружка. Любая из форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Важную роль в образовательном процессе играет самообразование, заинтересованность проблемой, умение быстро находить и эффективно использовать информацию. Это очень важно для учащихся средних классов (5-9 кл.). С целью помочь учащимся овладеть приемами поиска и использования информации, развития их творческих интеллектуальных способностей создан кружок интеллектуальных игр.
Программа ориентирована на дополнительное образование детей 12-14 лет, в первую очередь проявляющих выраженный познавательный интерес, много читающих, желающих проявить себя в интеллектуальных состязаниях.
Цель образовательной программы – создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
Основными задачами программы является создание условий для интеллектуального роста детей на занятиях, расширение их кругозора, дополнение и углубление знаний, полученных в школе, налаживание межпредметных связей, усиление мотивации познавательной деятельности, актуализации приобретаемых знаний, воспитание стремления к самообразованию, повышению общекультурного уровня; пробуждение у учащихся интереса к интеллектуальным видам деятельности и общения, создание условий развития воображения, логики и творческих способностей, формирование личности с независимым мышлением, опирающимся на примат гуманистически ориентированного интеллекта и здравого смысла, формирование навыков работы в группе, толерантности и умения принимать обдуманные решения в условиях недостатка информации и времени.
2.Основная характеристика внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Рабочая программа направлена на:
- создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития учащихся;
- решение учебно-воспитательных задач, характерных для образовательной системы;
- поиск своего места в микросоциуме;
- повышение интереса детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
Новизна программы состоит в том, что через дополнительное образование учащихся расширить их кругозор, повысить интеллектуальный уровень. Программа позволяет существенно расширить круг знаний учащихся во многих сферах жизни. Занятия дополняют жизненный опыт учащихся, приобщают их к совместной деятельности в микросоциуме, позволяют определить и оценить уровень собственных знаний.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время молодые люди не стремятся активно проявлять себя в микросоциуме, заявлять свою позицию по каким- либо актуальным вопросам, не могут аргументировать свои ответы, позицию. Интеллектуальное развитие молодежи на данный момент востребовано в обществе, а начинать его нужно как можно раньше, этим объясняется привлечение в деятельность кружка «Что?Где?Когда?» учащихся с 5 класса.
Программа дополнительного образования детей «Что?Где?Когда?» направлена на:
– создание условий для всестороннего развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что учащиеся получают дополнительные познания, за рамками учебных программ, что, несомненно, должно способствовать развитию всесторонне развитой, грамотной личности.
Рабочая программа «Что?Где?Когда?» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– индивидуальном подходе к каждому учащему, в доступности, результативности;
–в активных методах обучения, дифференцированных занятиях, интеллектуальных тренингах, играх;
–анализе результатов школьных и городских игр, тестировании психолога;
– в средствах обучения (тесты, вопросы интеллектуальных игр разного уровня, интерактивное тестирование).
Отличительной особенностью данной Рабочей программы является то, что она составлена с учетом возрастных особенностей, уровня развития конкретного контингента учащихся школы. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена необходимостью самостоятельного интеллектуального развития посредством изучения внеучебной литературы, знакомством с сокровищами мировой культуры, достижениями человечества в различных сферах жизни, умением извлекать разумное, рациональное из информационного поля Интернета. Практические занятия по программе связаны с использованием литературных первоисточников (энциклопедий различной тематики, средств массовой информации) их чтением и анализом.
В структуру программы входят несколько образовательных блоков: теория, практика, тестирование.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих, интеллектуальных способностей, умения применить свои знания в кон
В ходе занятий учащиеся знакомятся с разнообразными интеллектуальными играми, изучают способы и приемы эффективного мышления, на которых основан интеллект. Формы занятий предполагаются следующие: теоретические, раскрывающие суть процесса интеллектуальной игры, правила и формы различных игр, практические и игровые занятия, предполагающие участие школьников в интеллектульных турнирах, проводимых как на международном уровне («Золотая осень», «Сказочный сундучок»), так и на городском («Кубок Чёрного моря», «Школьная городская лига»)
На занятиях учащиеся приобретают и определенную сумму теоретических знаний. Полученные знания могут быть легко использованы воспитанниками в процессе образования и разнообразных жизненных ситуациях.
Участие в интеллектуальных играх вовлекает учащихся в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить такой психологической цепочкой: интересно играть и общаться - интересно воспринимать новое через игру - интересно узнавать новое самостоятельно - необходимо поделиться узнанным - необходимо применить полученные знания и умения.
Таким образом, школьник проходит путь от простого увлечения популярной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому. Воспитание творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов эвристики и научной организации труда облегчает учащимся процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.
Кроме того, учащиеся находят свой круг общения, в котором основными являются общечеловеческие ценности, а система приоритетов ориентирована на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).
Специфика работы требует особой формы занятий, как можно более отличающихся от традиционного учебного (урочно-лекционного) процесса. Минимум назидательности, никакого принудительного навязывания знаний и умений. Теоретическая информация должна вводиться в игровой процесс, иллюстрироваться соответственно игровыми примерами из богатейшей практики интеллектуальных игр и закрепляться на тренировочных занятиях, построенных соответствующим образом. Разумеется, это не исключает полностью традиционных методов подачи и усвоения знаний (особенно это касается работы по повышению общекультурного уровня - лекционной и экскурсионной).
Стандартное занятие состоит из трех этапов. Первый - круговая тренировка с применением разминочных игр. Второй - разбор и игровое подтверждение теоретических положений, запланированных на данное занятие. Третий - тренировка в режиме реального времени по правилам одной из интеллектуальных игр.
Следует отметить, что традиционно (от телевизионных вариантов интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?" и "Брэйн ринг") основной игровой и организационной единицей является микрогруппа (команда), состоящая из 6 человек, что определяет численность учащихся в группах для занятий кратным шести: 12, 18 и т.д.
Учебно-тренировочный процесс строится на совмещении форм занятий с разным по численности контингентом. Для теоретических занятий и общих тренировок нужны большие группы - три и более команд; для практических занятий, где руководителю необходимо отслеживать психологические реакции, ролевое участие и игровой вклад членов команды, работа идет с одной микрогруппой; на индивидуальном уровне (от одного до трех человек) требуется работа по подготовке капитанов команд, психологическому и игровому тренингу игроков основных специализаций, а также вопросников и стажеров-организаторов игр.
Практика показала, что необходима и такая форма работы, как клубный день, или совместная игра всех команд и игроков, как занимающихся в кружке, так и приглашенных. Как разновидность клубного дня весьма полезны игры и встречи и команд кружка с командами разного уровня подготовки, в том числе и взрослыми. В клубные дни организуются и проводятся регулярные игры чемпионата города в разных возрастных группах, а также отыгрыш "зеркал" российских и зарубежных турниров и синхронные турниры, например Молодежный Кубок Мира.
Программа построена с учетом основных общедидактических принципов, но наибольшее внимание уделяется таким принципам как:
- принцип научности: содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражает современное состояние знания. Этот принцип воплощается в обучении элементам научного поиска, методам науки, приемам работы с источниками информации. Принцип научности нацеливает на использование в организации учебной деятельности учащихся проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.
- принцип развития: стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач;
- принцип гуманитаризации: усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияние всех предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла;
- принцип целостности образа мира: осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет;
- принцип межпредметных связей: на занятиях используются сведения, поставляемые совокупностью всех предметных дисциплин как гуманитарными, так и естественными, и точными науками, а также сведения о культурных традициях стран мира, законах, разнообразные занимательные факты из всех сфер жизни;
- принцип деятельности: это значит, что учащиеся получают знания не в готовом виде, а сами выясняют необходимые факты, определения и свойства объектов из учебной литературы и других источников;
- принцип сознательности и активности учащихся выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют своего работу, учатся себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и учатся искать их решения. Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и умений детей, но и их социальному росту, воспитанию;
- принцип учета индивидуальных особенностей детей позволяет учитывать личностные качества ребенка, его коммуникативные навыки и подбирать задания в соответствии с его профилем, но кроме того и стимулировать развитие «слабых» сторон его личности (например лидерских качеств, умение отстаивать свое мнение и умение слушать других);
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы: на занятиях гибко сочетаются как индивидуальные игры, так и групповые, и командные.
3. Место интеллектуального клуба в Учебном плане
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Что? Где? Когда?» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 7-х классов классов и рассчитана 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МАОУ лицей «Морской технический» г. Новороссийска.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной образовательной программы
Личностные результаты
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- Целеполагание;
- Волевая саморегуляция
- Формирование устойчивых ценностей, связанных с саморазвитием личности
- Оценка;
- Коррекция
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Постановка вопросов;
- Умение выражать свои мысли полно и точно;
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
- учится преодолевать трудности в раскрепощении мышления
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- установление причинно-следственных связей;
5. Содержание курса.
- Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.
- Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.
- Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
- Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «21». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
- Как работать с книгой. Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
- Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».
- Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Откажись или удвой»; 2) «Реалии»; 3) «Веришь — не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5) «Травести»; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т.д.
- Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
- Распределение командных ролей. Функции капитана, генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.
- Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
- Отработка игры в шестерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.
- Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры в «ЧГК». Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу.
- Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
- Игровые занятия.
Примерный план игрового занятия:
1. интеллектуальная разминка (игра в «21») — 15-20 минут (или «Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии»);
2. игра в «ЧГК» — 40-45 минут; или
3. игра в «Брейн-ринг» — 30 минут.
Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к конкретному турниру). Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов ЧГК движения, готовятся участниками интеллектуально кружка.
6. Тематическое планирование программы
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия (учебная игра)
|
Игровые занятия
|
1.
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
|
-
|
2.
|
Вопрос — основа игры. Требования к вопросам.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
3.
|
Алгоритм поиска ответов. Основные приемы.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
4.
|
Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
5.
|
Как работать с книгой.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
6.
|
Игра «Эрудит-Лото»
|
2
|
1
|
1
|
-
|
7.
|
Нетрадиционные формы интеллектуальных игр.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
8.
|
Принципы игры в команде.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
9.
|
Распределение командных ролей.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
10.
|
Отработка игры в тройках.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
11.
|
Отработка игры в шестерках.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
12.
|
Как организовать игры «ЧГК».
|
2
|
1
|
1
|
-
|
13.
|
Основные особенности «Брэйн-ринга».
|
2
|
1
|
1
|
-
|
14.
|
Итоговые игровые занятия – этап Школьной лиги
|
9
|
|
-
|
9
|
|
Всего:
|
34
|
13
|
12
|
9
|
7. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:
- развивающие игры;
- архивы вопросов и игр;
- информационные базы данных,
- электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.
- раздаточный материал
Из технических средств применяются:
- электронная брейн-система;
- ноутбук с необходимым программным обеспечением;
- медиа-проектор.
Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов ЧГК движения, например: http://db.chgk.info/
Источники.
- Тамара Климович «Авторская программа работы клуба интеллектуальных игр "Что? Где? Когда?"» Гомельский государственный областной дворец творчества детей и молодежи.
- Леонид Климович «Авторская программа работы клуба интеллектуальных игр "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"» Клуб интеллектуальных игр «БЕЛАЯ РЫСЬ» г.Гомель, 2006г.
http://www.gorod.gomel.by/page.aspx?module=text&page_id=368§ion_id=188
- Борис Левин «Программа занятий в клубе интеллектуальных игр», «Орк-клуб» г. Уфа.
http://orkclub.ru/biblioteka/bibigame/bibigame4gkdvig/
- Афанасьев А.С., Левадная Е.Б., Мальчикова Л.Г., Юшкова А.Г. «Комплексная многоуровневая образовательная программа «Магия мысли» на 7 лет обучения для детей и подростков 7-17 лет» «Школа: день за днем. Педагогический альманах», г. Новосибирск
http://www.den-za-dnem.ru/page.php
- Владимир Белкин, Яков Зайдельман, Константин Кноп «Интеллектуальные игры», приложение «Информатика» №25-26, 2002г., еженедельник «1 сентября».
- «Клуб интеллектуальных игр "Уникум"», МОУ "Кыласовская средняя общеобразовательная школа"
http://59314.ocpi.ru/kylasovo/p57aa1.html
8. Планируемые результаты обучения в кружке
В связи с использованием на занятиях кружка не традиционных форм организации учебного процесса, в первую очередь игровых форм, то и в формах организации диагностики и контроля это находит свое отражение. Таким образом, основным методом диагностики успешности усвоения программы обучения будет являться эффективное включение ребенка в полный цикл интеллектуальной игры – на первичном уровне от знания правил игры и умения более-менее успешно справляться с заданиями, до способности самостоятельно создавать новые формы интеллектуальных игр, вопросы и задания к ним.
Итоговой формой учета успешности освоения курса станет:
- участие учащихся в соревнованиях по интеллектуальным играм. Программой предусмотрено проведение международных синхронных турниров по игре «Что? Где? Когда?» (например, «Сказочный сундучок», «Золотая осень»), участие учащихся в городских турнирах среди школьников по «Что? Где? Когда?» в течение учебного года (например, «Кубок Чёрного моря»);
- самостоятельная подготовка заданий и проведение одного из туров по «Своей игре» на занятиях кружка;
- создание к концу учебного курса собственного пакета вопросов для игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг».
Ожидаемая результативность: повышение интеллектуальных способностей детей и их эрудиции, улучшение воображения, фантазии и логики; расширение кругозора воспитанников, дополнение и углубление знаний, полученных ими в школе; гармоническое развитие положительных личностных качеств и творческих способностей; достижение высоких результатов в соревнованиях по интеллектуальным играм.
Таким образом, основным методом диагностики успешности усвоения программы обучения будет являться высокая результативность учащихся на соревнованиях по интеллектуальным играм. А сами такие соревнования – формой контроля. Программой предусмотрено проведение синхронного турнира по игре «Что? Где? Когда?» (9 туров в течение учебного года), участие учащихся в городском турнире среди школьников по «Брейн-рингу» и «Своей игре», с выходом победителей на Кубок Губернатора Краснодарского края по игре «Что? Где? Когда?».
- представление об интеллектуальных играх, их классификация, формы, отличие от игр на эрудицию;
- знание правил различных интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»), игр на общую эрудицию («Своя игра», «Эрудит-лото», «Травести» и др.), тренировочные игры («Надуваловка», «Реалии», «Верю - не верю», перевертыши, шароиды, кубаречики и т.п.), Кодекс МАК, регламенты проведения спортивных соревнований по интеллектуальным играм, учет результатов, границы объективности, понятие аппеляции, АЖ;
- представление о структуре ЧГК-вопроса, типах, требованиях к форме, формулировке, составлению;
- понятие об алгоритме поиска ответа, логической цепочки, «пуанты» в вопросах, «лишняя информация», другие приемы зашифровки информации;
- принципы и правила игры в команде, структура, роли в команде, способы повысить эффективность;
- принципы работы с книгой или другими источниками информации, научный подход;
- умение строить логическую цепочку, находить ключевую информацию, отделять второстепенное от главного, анализировать вопрос, работать с гипотезой, делать выводы, обобщать;
- навыки работы в команде на разных ролях, навыки анализа заданного вопроса, навыки самостоятельного поиска информации, «фактоидов» и составления вопроса.
9. Параметры и критерии оценки сформированности личностных качеств и уровня знаний и умений учащихся по итогам реализации образовательной программы
Параметры
|
Уровни
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Умение работать с вопросом
|
Строит ответ, пользуясь простой эрудицией «знаю - не знаю»
|
Проводит анализ вопроса, отделяет главное от второстепенного; строит предположения
|
Проводит четкий анализ структуры вопроса; выделяет ключевую информацию; умеет использовать имеющуюся информацию и делать на ее основании предположения; способен выдвигать обоснованные гипотезы и анализировать их.
|
Навыки составления вопроса
|
Обращает внимание на интересные факты; умеет строить простые вопросы на их основании
|
Умеет целенаправленно искать информацию – «фактоиды» для вопросов; делает попытки сформулировать ЧГК вопрос из набора фактов
|
Самостоятельно проводит поиск необходимой информации; умеет формулировать вопрос, выстраивая сложную логическую цепочку; имеет навык составления ЧГК вопросов, удовлетворяющих основным требованиям к ним
|
Навыки командной работы
|
С трудом устанавливает контакты в команде, тяжело вовлекается в совместное обсуждение, молчалив, обидчив
|
Имеет представление о командных ролях, имеет собственную предпочитаемую роль в команде, эффективно с ней справляется
|
Умеет играть все основные командные роли, знает их назначение, способен слушать, способен воспринять чужие идеи, выдвигать собственные, критично к ним относиться, отстаивать собственную точку зрения, принимать решения
|
Уровень
предметных умений и
навыков
|
Действия по заданному образцу, под руководством педагога.
|
Действия по заданному образцу, под руководством педагога с частичным поиском самостоятельных решений поставленных задач.
|
Самостоятельная исследовательская, изобретательская деятельность учащихся, поиск собственных решений поставленных задач.
|
Уровень
предметных
знаний
|
Знает и понимает термины, понятия, факты. Применяет имеющиеся знания только в знакомой, стандартной ситуации, воспроизводит знания.
|
Знает и понимает термины, понятия, факты. Может применять имеющиеся знания в новых, незнакомых ситуациях при объяснении тех или иных явлений. Владеет аналитическими умениями: умеет сравнивать и сопоставлять отдельные факты, проводить различия между ними, оценивать эти различия и делать выводы.
|
Знает и понимает, употребляет термины, понятия, факты. Владеет аналитическими умениями: умеет сравнивать и сопоставлять отдельные факты, проводить различия между ними, оценивать эти различия и делать выводы. Самостоятельно добывает необходимые знания из разных областей. Предлагает несколько вариантов решения какой-либо проблемы, самостоятельно их оценивает.
|
Эмпатия
|
Эгоистичен. Слабо развита способность к сопереживанию, не может поставить себя на позицию другого, не способен оказать ему помощь и поддержку.
|
Способен эмоционально воспринять другого человека, понимать его мысли и чувства. При подсказке педагога не отказывается помочь другому человеку в трудной ситуации.
|
Способен эмоционально воспринять другого человека, понимать его мысли и чувства, переживать то, что переживает он. Не дожидаясь подсказки, самостоятельно идет на помощь другому человеку в трудной ситуации.
|
Коммуникативные навыки
|
Пассивен, с трудом устанавливает контакты с детьми даже при поддержке педагога. Тяжело вовлекается в совместную деятельность, молчалив, обидчив.
|
Способен контактировать со всеми детьми в группе, но предпочитает определенный круг общения. Принимает участие в совместной деятельности при поддержке педагога. Понятно излагает свои мысли. Иногда возможны конфликты на почве разногласий, не имеющие глубокого и длительного характера.
|
Легко устанавливает контакты со сверстниками, всегда понимает и воспринимает позицию другого, поэтому самостоятельно разрешает любые конфликтные ситуации. Активно участвует в совместной деятельности и часто берет на себя функции лидера. Способен не только ясно и понятно излагать свои мысли и идеи, но и увлечь ими других.
|
Познавательная потребность
|
Не способен длительное время заниматься каким-либо видом деятельности, часто отвлекается. Практически не задает вопросов по предмету, не проявляет желания отвечать на заданные вопросы. Пассивен на занятии.
|
Может не отвлекаясь, сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Заданный вопрос или проблемную ситуацию разрешает чаще всего с помощью педагога, иногда задает вопросы по предмету, дополнительную литературу читает также по заданию педагога.
|
Может длительное время, не отвлекаясь, заниматься каким-либо видом деятельности (30 мин. – старшие дошкольники, 1 час – младшие школьники и т.д.). На заданный вопрос или проблемную ситуацию стремится самостоятельно найти ответ, много читает дополнительной литературы, часто задает вопросы по предмету, проявляет положительные эмоции на занятии, связанном с познавательной деятельностью (восторг, удивление, любопытство, любознательность)
|
Культура труда
|
Не может организовать свое рабочее место, спланировать работу, не доводит начатое до конца. Неусидчив, постоянно отвлекается, быстро утомляется от одного вида деятельности. Не исполнителен. Неаккуратен.
|
Усидчив, старателен, аккуратен, умеет сосредоточиться на работе, не отвлекаясь. При помощи педагога организует свое рабочее место, планирует работу. Стремится довести работу до конца.
|
Усидчив, старателен, умеет полностью сосредоточиться на работе, не отвлекаясь. Самостоятельно может организовать свое рабочее место, спланировать работу, рассчитать силы и время, необходимые для выполнения какого-либо задания. Всегда доводит работу до конца.
|
Коллективизм
|
Ребенок равнодушен к делам коллектива, не принимает на себя никаких обязательств по отношению к коллективу, не старается оказать помощь и поддержку другим детям.
|
Ребенок проявляет интерес к коллективным делам, но редко отказывается от личных планов ради коллективных дел. Ответственно относится к поручениям, особенно если знает, что от этого зависит результат всей группы, старается оказать помощь и поддержку другим детям.
|
Ребенок проявляет личную заинтересованность в общем деле коллектива, способен отказаться от личных планов ради коллективного дела. Ответственно относится к поручениям, понимает, что от этого зависит результат всей группы, всегда оказывает помощь и поддержку другим детям.
|
Творческая
активность
|
Действует уверенно только в повторяющихся или стандартных ситуациях. Поведение стереотипно. Избегает сложных заданий и участия в новых проектах. Безынициативен.
|
Способен действовать не только в стандартных, но и в незнакомых ситуациях, зачастую с помощью педагога. Может достаточно активно участвовать в разработке проектов, инициируемых кемлибо. Проявляет при этом мобильность и гибкость мышления.
|
Способен подниматься над уровнем требований заданной ситуации, ставя перед собой более сложные задачи. Проявляет интерес к заданиям, отличающимся новизной и непредсказуемостью. Является инициатором неожиданных проектов. Предлагает смелые и интересные идеи.
|
Творческое
воображение
|
Не способен самостоятельно создавать новые образы, идеи, не имеющие аналогов.
|
Способен с помощью педагога создавать новые образы, идеи, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
|
Способен самостоятельно создавать новые образы, идеи, не имеющие аналогов, реализуемые в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
|
Эстетическое восприятие,
эстетический вкус
|
Ребенок эмоционально пассивен по отношению к произведениям искусства, не восприимчив к проявлению прекрасного, не стремится к достижению гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах.
|
Ребенок эмоционально активен по отношению к произведениям искусства, восприимчив к проявлению прекрасного, стремится к достижению гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах, при этом требуется помощь педагога.
|
Ребенок эмоционально активен по отношению к произведениям искусства, восприимчив к проявлению прекрасного, самостоятельно достигает гармонии в быту, труде, собственном образе или в создаваемых им продуктах.
|
Мотивация
учения
|
Ребенок приходит на занятия без желания учиться. Не любит сложных заданий, связанных с преодолением трудностей. Не стремится думать и рассуждать на занятиях, узнавать новую информацию.
|
Ребенок с желанием приходит на занятия, может выполнять сложные задания, но преодолевая трудности, просит помощи у педагога. Думает и рассуждает на занятиях, если для этого создаются необходимые внешние условия. С удовольствием узнает новую информацию, но получение информации не связывается у него с профессиональным самоопределением. Проявляет эпизодический интерес к занятиям, который зависит от содержания или формы занятия.
|
Ребенок с желанием приходит на занятия, любит выполнять сложные задания, самостоятельно преодолевать трудности, любит думать и рассуждать на занятиях, стремится узнавать новую информацию, понимает важность занятий для своего интеллектуального и личностного развития, связывает их со своим будущим профессиональным самоопределением, у ребенка устойчивый интерес к занятиям, который не зависит от внешних условий на занятии, мнения педагога или родителей.
|
Толерантность
|
Ребенок поддается неблагоприятным воздействиям среды, болезненно реагирует на критику, требует от людей быть такими, какими он хотел бы их видеть. Не считается с индивидуальными различиями детей, подвергает критике их недостатки, конфликтен.
|
Ребенок требует помощи и коррекции со стороны педагога при неблагоприятных воздействиях среды. Способен правильно и безболезненно реагировать на критику, спокойно относится к недостаткам окружающих, возникающие конфликты не имеют длительного характера.
|
Ребенок устойчив к неблагоприятным воздействиям среды, адекватно реагирует на критику, принимает людей такими, какие они есть, знает их достоинства, спокойно относится к недостаткам. Самостоятельно и безболезненно разрешает возникающие конфликты.
|
Эмоциональная выразительность
|
Мимика и пантомимика слабо выражена. Ребенок вял, пассивен.
|
Способен в мимике и пантомимике передать эмоциональный образ и эмоциональное состояние основных эмоций. Его образы просты и понятны окружающим.
|
Способен в мимике и пантомимике передать эмоциональный образ и эмоциональное состояние в тонких нюансах, обладает живой выразительной мимикой, пластичен.
|
Самооценка
|
У ребенка сформирована завышенная или заниженная самооценка, «Я-плохой» или «Я-лучше всех», которая препятствует продуктивной учебной деятельности и развитию личности в целом.
|
У ребенка не сложился устойчивый образ себя как «Я-хороший», представление о себе может меняться в зависимости от ситуации, зависим от внешней оценки.
|
У ребенка сформирован адекватный “Я-образ”, не зависим от внешней оценки.
|
|